Факт № 1. Библия – самый успешный культурный месседж.
Библия – главный мировой блокбастер во всемирной литературе. Она переведена более чем на 3 тыс. языков и пользуется огромной популярностью среди священников и учёных, деятелей искусства и культуры. Библия – самый успешный культурный месседж в мировой истории. Без неё не было бы Сикстинской капеллы, Божественной комедии, Кёльнского собора и крестовых походов, инквизиции, Реформации и т.д. То бишь не было бы нас, европейцев, таких, каких мы себя знаем. Ни одна книжка никогда и нигде не претендовала на такой высокий социальный статус, не хотела подчинить себе всех и вся, перекроив мир под себя саму.
Библия – настоящий интеллектуальный и духовный тиран. Христианская церковь приняла это как закон, что каждая буква в Библии обладает непогрешимой святостью – взгляд, правда сказать, немножко наивный и поверхностный, – но вырастает из претензий самой этой книги. При этом Библия – отрицать это станет только безумный – это нечто большее, чем просто клочочки на бумаге. Библия, прямо как мир постмодернизма, сшита с разных культурных лоскутков разного идеологического цвета и качества мысли. О ней пытается выносить суждение всякий: старик и школьник, ученый и пресвитер. Разве только одни младенцы не могут ничего сказать о ней и совершенно молчат – казалось бы, даже они должны были составить хоть какое-то мнение об этой неординарной штуковине. Ведь они несут на себе всю тяжесть первородного греха…
Факт № 2. Мир Библии охватывает огромный промежуток времени: от эпохи Бронзового века до Римской империи I в. н.э.
Историческая часть повествования в Библии затрагивает период от странствований патриархов (примерно ХVIII в. до н.э.) до писем апостола Павла первым христианским общинам (сер. I в. н.э.). Такой хронологический разброс обеспечивает мысленное богатство текста и его насыщенность историческим материалом от эпохи «кочующего Израиля» до создания Израильского царства и первых империй – Ассирии, Вавилонии и Персии. Сильная сторона Библии в том, что иудейская история всегда обращена к всемирной истории. Причина этого чисто техническая. Евреи, по чистой случайности, оказались в центре развития ближневосточных цивилизаций.
Факт № 3. Библия – гимн хвалы еврейскому народу и его «спасательный круг».
Когда Бог Израиля заключил союз с Авраамом[1], то он обещал его потомкам земли десяти народов, проживающих от реки Египетской до реки Ефрата. На деле ничего этого не было. Видимо эта идея – первое стремление древних иудеев сформировать свою империю из семитских народов, а хозяевами положения и управителями в этом «доме» должны были бы быть евреи. По какой причине этого не произошло? Дети Авраама в принципе не пытались создать единое государство из родственных племён и союзов, а взяли курс на геноцид против всех коренных народов Ханаана – но и этому не суждено было сбыться. Внимательное прочтение книги Иисуса Навина показывает, что никакого геноцида и уничтожения местных аборигенов не было из-за военного превосходства здешних народов[2]. По этой причине в Библии содержится много рассказов и историй (язычница Роав, хитрость гаваонитян), которые вынуждены оправдывать народ, почему же он не смог прогнать хананеев перед лицом Бога Яхве.
Наиболее спорное библейское утверждение – богоизбранность еврейского народа. Этот тезис льстит только евреям, а всех остальных он делает аутсайдерами – отщепенцами и проклятыми язычниками. Против него имеется веский исторический контраргумент: если евреи все-таки любимчики Бога, то сожжение и гибель 6 млн. евреев во время Холокоста – это что такое? Мне интересно, как бы библейские авторы объяснили и интерпретировали эту трагедию? Да и к этому тезису невозможно относиться серьезно, так как риторика позднейших пророков и библейских писателей изменяется в этом вопросе и идёт в сторону смягчения позиции вплоть до провозглашения египтян и ассирийцев народом Яхве[3]. К римскому периоду этот взгляд настолько устарел, что Иоанн Креститель обвиняет фарисеев – ярых националистов – в том, что они вечно называют своим отцом Авраама, а Бог-то может из камней воздвигнуть себе сторонников[4]. То, что на первых страницах Библии – твердая догма, теперь превращается в «ветхую идеологическую одежду», которую нужно отбросить от себя прочь. Иисус вообще выступил могильщиком иудаизма. В притче о добром самарянине именно язычник выступает светочем добродетели, а левит-законник и священник оказываются неправедными злодеями, не любящими и не желающими помочь ближнему человеку в беде.
Иисус был врагом иудейского национализма. Он подрывал основы иудейского мировоззрения, построенного на доминировании и превосходстве евреев над всеми остальными людьми. Иудейская аристократия не смогла ему этого простить. Для них Иисус был предателем, пятой колонной, разрушителем старины и просто плотником, который выдавал себя за Бога. Он говорил про себя «здесь тот, кто больше Храма»[5] и демонстративно нарушал субботний покой. Это было кощунством с точки зрения ревнителей закона, которые верили в то, что промысел Божий помог отстроить заново старое место поклонения Яхве и соблюдение субботы – предупредительный щит от новых страданий и гонений. На этом месте мир Библии раскололся – от иудаизма отпочковались христиане.
Всё же это утверждение (евреи – любимчики Бога) сыграло роль спасительного маяка для большого количества еврейских шлюпок – родов и семей, которые были хаотично разбросаны по всему океану языческого мира после серии страшных переселений. Вавилонский царь Навуходоносор II был первым Адольфом Гитлером для евреев. «Окончательное решение еврейского вопроса» было разрешено радикальным образом – сожжением Иерусалима и разрушением Храма в 586 г. до н.э. В начале персидского периода евреи-переселенцы – только что вернувшиеся из вавилонского плена – начали сразу же объединяться вокруг уцелевших свитков Торы и блюсти национально-религиозную чистоту вплоть до запрещения браков с иноплеменниками. Появились так называемые ревнители закона. Это спасло израильтян, которые уже говорили на арамейском языке и имели все шансы ассимилироваться и отправиться на кладбище мировой истории.
Факт № 4. Авторы Библии – мастера интерпретации исторических фактов.
Триумф величайшей книги в истории – заслуга еврейской исторической школы. Древний иудей, талантливый, находчивый мыслитель первым из всех смертных осознал, каким подспорьем для жизни народа может служить история. Авторы Пятикнижия и всего Танаха, кем бы они ни были, взяв купу различных фактов из жизни еврейского народа, действовали с ними как подлинные историографы: с чувством, с толком, с расстановкой. Иудеи первыми осознали, что история это не просто рассказ о прошлом для настоящего, а что историческое сочинение должно содержать в себе интерпретацию событий с определенной позиции. И они создали взгляд на историю – первый в истории человечества – цельный и единый взгляд на историю, как на детище Творца, который вовлечён в исторический процесс и создал евреев для того, чтобы они стали двигателем мировой цивилизации. Убежденность в своем превосходстве и собственной исключительности – отличительная черта этих первых летописцев. На историческом поприще авторы Библии опережали всяких Геродотов и Фукидидов, так как история им нужна не только как память о прежнем величии, но и как мощный импульс для развития в будущем.
Библейский минимализм, в среде которого было много маститых ученых и птиц-говорунов от атеизма, сводил возникновение всего библейского текста к эллинистической эпохе. Это обскурантизм и мысленное уродство. Только ленивый специалист не заметит того каскада мыслей и перетекание суждений из одного состояния в другое. Совершенно очевидно – они не могут принадлежать строго одному отрезку времени.
Факт № 5. Библия – копилка философских и моральных учений.
Библия любит смаковать пороки людей, выставляя всё темное и иррациональное, духовную бездну, на первый план повествования. Продать первородство за чечевичную похлёбку или удовлетворить сексуальное желание в объятьях первой попавшейся проститутки, отдав ей личные документы в залог – это воистину живой реализм и поразительная точность хирургического разреза человеческого естества!
Автор книги Иова даже берётся за неподъёмную ношу – попытку объяснить наличие зла в мире при благом Боге[6]. В итоге оставляет для нас больше вопросов, чем даёт ответов. Хотя, по его мнению, зло служит каким-то высшим целям суверенной воли Бога и всё-таки ему необходимо для управления делами и водворения своих порядков на земле. Бог Библии – это постоянно интерпретируемый Бог. Исследованием этого Бога, базисом его изучения, служат как раз-таки исторические события. Каждое новое поколение евреев в ходе библейской истории пыталось осмыслить происходящее через призму монотеизма – веры в единого Бога. Я обожаю читать Библию и нахожу в ней много удовольствия, но так и не понял: за что погиб благородный Оза и почему разбойник Иеффай в списке героев веры? Библия – это больше волна новых и новых вопросов, чем конкретные и твердые ответы. Лайк этой книге за глубокую рефлексию, бесконечную моралите и пикантные подробности.
Примечания автора
1. см. Бытие, 15:18-21.
2. см. книга Иисуса Навина, царь Газера 12:12 и срав. 16:10. Из 34 побежденных городов – 14 точно сохранили автономию.
3. см. Исайи 19:23-25.
4. Евангелие от Матфея 3:9.
5. Евангелие от Матфея 12:6.
6. В философии это называется проблемой теодицеи.