Приветствую вас. Сегодня для вас ещё немного редких зверей, под названием хороший Британский хоррор. Первый фильм о воспоминаниях, которым не следовало обретать плоть и касаться детской невинности. Второй…о серебряных зубах из тридцати серебряников Иуды, несущих возмездие Англосаксам. И не только.
Итак
“Улица мучеников” 2021 года.
Хоррор-драма, снятая Рут Плэтт.
Сюжет фильма из официальных источников.
Десятилетняя Лия живёт в большом доме священника, полном заблудших душ и бедняков. Днём в доме шумно и суетно, ночью же, когда темно и пусто, Лию начинают одолевать кошмары. Маленькая девочка приходит к ней по ночам, чтобы успокоить, но вскоре Лия понимает, что гостья хочет поделиться очень опасным знанием.
Фильм не уделяет внимание жанровому напряжению. Ему не интересны скримеры, саспенс, создание обстановки где заволакивает беспросветная тьма ужаса. Даже один единственный ударный хоррор момент вовсе не несет цель создать увлекательные ужасы.
Подача материала скромная. Вовсе не как в обычном или особом хорроре с оттенками Британского интеллигентного колорита. И слава богу, без обычной Британской серой пыли посредственности. Сюжет не стареется особо спешить, а аспекты легки как желтые листчоки на осеннем ветру. Порой, также хрупки если на них критически надавать.
Но тут есть история, со множеством смыслов и хорошая атмосфера.
В данном случае опишу личное впечатление о фильме. Настаивать не буду относительно некоторых аспектов.
“Улица мучеников” имеет глубокий уже в самом название. Тут подразумевается (скорее всего), основное место действие фильма. Небольшой городок, где люди варятся в своих проблемах, вынуждены переживать те моменты прошлого, что стоило забыть и каждый день вынуждены готовиться к утомительной рутине, что как муки адские для людей, не знающих иного. Ничего иного кроме этой улицы своих и чужих грехов и маленьких гнустотей.
Особая атмосфера. Она наполнена каким-то прям божественным светом, что озаряет только самое радостное и счастливое, что есть в жизни. При не самом жизнеутверждающим наполнение сюжета, кино вопреки всему прям таки дышит свежестью, немыслимых красок жизни; одаряет оттенками благодати, несущей чистоту в наш мир.
Наверно так происходит, поскольку мир тут видеться через детское восприятие ГГ.
Но по мере развития сюжета, свет меркнет, благодать уходит. Остаются лишь признаки гнили, скучающей по небесам, и призрак прошлого, что хочет новую плоть. Черный свет неизведанной ранее для ребенка тьмы пытается захватить пространство. А жизнь, отчаянно пытается уже сейчас отобрать у местной невинности право на свою детскую веру и чистоту в душе.
Эти детали атмосферы не вызовут сильный ужас. Но их цель не в этом. Цель – поддержка контекста. Сопровождение идейного посыла истории.
Кино нам демонстрирует как маленькая девочка впервые познает мир, где есть не только светлая пора, но и куча проблем, с разными неурядицами, которые трудно решить даже взрослому человеку. Узнает, что жизнь бывает очень запутанной. И самое сложное в ней порой, невозможность распутать клубок прошлого, от которого никак не уйти.
Особенно если не хочется.
Девочка Лия впервые знакомиться со смертью. Опыт не совсем травмирующий, но лично для неё слегка расшатывающий её уютный детский мир, где всё предельно понятно. Ведь за всем стоит господь.
Ожидает девочку очень извилистая дорога к понимаю смерти и что такое не очень адекватная память об усопшем. Последствия приобретения такого опыта по большей части останутся за кадром. Но сама экспозиция данного аспекта, выстроена любопытно и поучительно.
Основная суть тут сводиться к невозможности в определенных психологических и жизненных обстоятельствах похоронить прошлое. Мать Лии никак не может оправиться после гибели её сестры. А Лия из-за чрезмерного любопытства, помогает её переживаниям выйти в нашу реальность. Буквально откапывает воспоминания, давая им новую не совсем свежую плоть и…крылья ангела.
Для этого были свои причины. Лия не совсем понимая взрослый мир, уже терзаемая рядом вопросов, что по умолчанию сложны для маленькой девочки, впускает в наш мир ту, что немного поможет ей узнать ответы на самые животрепещущие вопросы. Или хотя бы приблизиться к ним.
Да, не все у девочки в порядке. Старшая сестра типичная за….ка. Мать не особо занимается дочерью. Больше в себе, в своих переживаниях об утрате. Отец всегда приветлив, готов помочь советом. Но и у него свои заботы, да и не всегда его советы, и банальный разговор помогают Лии. Друзья приходят и уходят. Так, что девочка считай одна в этой жизни.
В такой ситуации загадочная девочка становиться её близким другом и опорой. Но такая дружба имеет свою цену.
Кстати, у этой девочки осторожно прорастают ангельские крылья. Воплощение идеи, что умерший ребенок – это маленький ангел, что сразу же воспарит на небеса.
Однако.
Маленький ангелок, будучи концентрированным куском не только реанимированного духа, но и всех переживаний матери Лии, не совсем хорошая. Думаю, понимаете кем она является?
Будучи душой ребенка, который толком ничего не успел познать, просто хочет новой жизни. И ради этого подталкивает Лию, к решению этой проблемы. Хотя возможно, она просто хочет спокойно воспарить на небеса. Но вот горе матери, нежелание отпустить его, удерживает душу девочки на земле. Удерживает её и любопытство Лии, желающей иметь очень близкого друга.
Это имеет свои негативные последствия.
Таким образом в “Улице мучеников” мы видим плотный слой истории о том, как нежелание похоронить прошлое, может способствовать похоронам частички настоящего. Что было то прошло как говориться. Не стоит терзать почившую душу слишком удушливой ностальгией, и не стоит её мучить мнимой надеждой на новую жизнь. Это не принесёт облегчения, не принесёт долгожданную истину. Прошлое надо отпустить, а не мучить.
Но очень трудно отпустить, когда сам себя считаешь виноватым в чем либо, или не видишь никакой иной жизни, кроме как в вечном зове почившего.
Ко всему прочему фильм интересно демонстрирует как расходиться церковное учение с реальным положением вещей. Как трудно найти бога в не самой благоприятной обстановке. Особенно когда всеми силами посвящаешь себя жизнь других людей.
Восьмерка за серебро 2021 года.
Исторический фильм ужасов и триллер, снятый Шоном Эллисом.
Сюжет фильма из официальных источников.
Конец XIX века. Цыганский табор претендует на земли барона Шеймуса Лорана и, видимо, не без оснований. Барон санкционирует живописную расправу над табором, но одна цыганка успевает его проклясть. Что-то страшное грядёт — это чувствуют деревенская детвора и малолетние отпрыски барона, начинающие видеть странные сны. Расследовать дело прибудет уже когда-то имевший дело с чем-то подобным криминалист Джон Макбрайд.
Фильм имеет серьезные намерения, жестко пройтись по вам, и своим героям. В вступление мы видим рядовой печальный эпизод Первой мировой войны. Причем сделан он не на отвали. Явно костюмы, снаряжение подобрали, под эпоху. Окоп даже выкопали настоящий, ради короткого момента, или же снимали на музейно-заповедной натуре. Немного воссоздали атмосферу той жуткой войны.
Считай сделали это за пару секунд.
А потом, мы наблюдаем за не менее жуткими последствиями этой бойни 20 века. На столе хирурга умирает храбрый офицер, из которого извлекли очень странную пулю. Потом его родственница приезжает в дом их детства, чтобы почтить его память, а заодно вспомнить, прошлое – дать ему последний долг, который был уплачен. События переносят на 35 лет назад, но уже в воздух витает некая тайная связь времен.
К этому ещё вернемся. В начале фильма уже заложена идея, которую можно понять уже в конце. Тут непросто так начали сюжет со Первой мировой.
Фильм показывает воистину крепкую мрачную атмосферу, что тьмой буквально дышит. Особняк местного богатея знатного рода и племени, будто поглощенный мрачной тенью его мнимого превосходства, что на самом деле лишь висящий над ним и его близкими Дамоклов меч алчности, причем обоюдоострый.
Лес и поле перед особняком помещика покрытый густым туманом, словно болото, где процесс гниение всего, что там есть происходит быстрее обычного. Лес словно бездна, где без вести пропадает надежда, а ветки деревьев как кости – остатки амбиций плохих людей. Или же просто мрачный знак превращение места жизни, в пустошь смерти.
Символично, что потом дом помещика превратиться сначала фактически в тюрьму для своих жильцов, а потом выгоревшие остовы прошлого. Руины прошлого.
Обстановка здесь максимально четко проработана. Есть старый чисто Английский дух мрачной провинции, придавленный ужасным эпизодом прошлого и прямо живая мрачность, что дышит удушливым смрадом тьмы. Место где зло высосало все соки из добра и света. Потому всегда пасмурно, света нормального не видать, а тьмой задыхаешься.
В атмосфере витает отчетливый аромат обреченности, скорой погибели, застывшей угрозы, постепенного угасания и чувства, будто все настолько плохо, что дальше хуже – не видать конца и края.
И это действительно так.
Напряжение в фильме имеет свойство включаться тогда, когда надо. Причем происходит это порой очень неожиданно, но с толком для момента, когда надо поймать нужную волну ужаса. Саспенс неплох в стремление пересчитать косточки зрителя показывая ему обстановку неминуемого приближения зла.
И не только зла.
У этих аспектов есть толковые проводники. Не только местные клыкастые когтистые существа с четкими аллюзиями на оборотней. Преследует героев жуткое человеческое пугало, как предвестник того кошмара, что обрушиться на их головы. Пугало такое название заслуженно носит. Наверно самое жуткое пугало из всех, что были представлены в фильмах.
Пару раз мелькает невинно загубленная цыганка, что тоже является поистине жутким вестником заслуженной кары.
Примечателен момент с пацаном “вкусившим” плод грехов отцов, и страшного греха перед богом, и раздавшего его всем окружающим. Символизм тут фонтанирует, минуя все края. А как снято.
Но самая главная жуть тут кроется в других аспектах. Сцена где цивилизованные Европейцы решили земельный вопрос с цыганами, как они это делали в Америке, Тасмании или Австралии. Сцена, снятая с одного дубля и отлична охватывающая каждый нюанс, поражает реализмом в показе чисто Европейской жестокости.
Все как положено у тех, кто нас Русских поучает по нашей истории. Все живое под нож и пули. Кому не повезет выжить будут подвергнуты самой изощренной жестокости, на какую только способны представители Европейской цивилизации если им разрешат расчеловечить определенных людей, и никак не накажут, за то, что они натворили.
Вообщем показали мощный пробирающий до костей несправедливостью и жестокостью момент полного падения так называемых “цивилизованных”, честных и хороших христиан, все в больших кавычках.
Там показали жуткие похороны живьем цыганки и создание пугала из человека. Тоже сцены для людей с крепкими нервами.
Именно данный момент главный элемент конструкции ужаса данного фильма. Именно от него отталкиваются все аспекты, и в дополнении обозначается ужасающий вой иного ужаса.
Ощущение неминуемой фактически чисто библейской кары тем людям, что устроили геноцид цыган, из-за своих расистских предрассудков и банальной жадности. Это ощущение тоже здесь хорошо размазано, по всему мрачному окружению. Непросто абстрактная тьма. Это словно сами небеса превратили, все, что окружает этих жестоких убийц в могилы, из которой им ни за, что в жизни не выпрыгнуть.
Это – воздух кары.
Это –ореол воздаяния.
Это – гнев господень.
Иронично, что проводником мести выступают серебряные челюсти. Да не из простого серебря, а из тех самых тридцати серебряников, которые заплатили Иуде, чтобы он предал Иисуса. И этот главный синоним предательства становиться инструментом кары для других предателей. С точки зрения христианства (да и вообще любых человеческих законов), эти люди, что устроили мини геноцид отвернулись от бога совершив это преступление.
Иуда предал бога отдав его на милость Римлянам, а эти граждане отдали свою совесть алчности, преступив все мыслимые законы, продав её заземлю и мысли о правильности того, что они творят. Наивно думали, что закопали правду о своём преступлении. Но земля пропиталась гневом цыган, отравилась последствиями жуткого преступления и исторгла из себя, то, что потом принесло ад грешникам.
Что символично, зубы из серебра Иуды были закопаны под человеческим пугалом, что со стороны походил на злую издевку над распятым Иисусом.
Но не гнев господень, как идея наказывает людей, а самая близкая, родная кровь, что превратилась в чудовище из-за этих зубов. Это уже не злая ирония. Настоящая издевка над теми, кто чужих в ноль умножает, а от своих подобного не ждет.
Как будто в фильме мало злой иронии, развязка истории будет происходить в церкви. Развязка очень драматичная. Там здорово уловили все смысловые и эмоциональные конструкции фильма.
И тут следует вернуться к эпизоду Первой мировой войны. Когда в очередной раз, ради очередного символа / иронии под злорадной маской цыганской мести, сердце матери попытается достучаться до существа бывшее её сыном, начнется финальный акт воздаяния людей, за их молчание. За молчаливое принятие того зла, о котором они знали, но предпочли забыть.
Эпизоды побоища, устроенные монстром, чередуется эпизодами из того момента битвы. Установлена четкая связь времен, объединяются мотивы и смыслы и прочее. Всё связано напрямую.
Как монстро созданный зубами Иуды воздаёт людям за их различное участие в том преступление, так и Первая мировая тоже воздаяние людям за их невольное соучастие, в том, что делали власть предержащие, причем с их участием. ОЧЕНЬ СПОРНАЯ МЫСЛЬ, прямо идущая к мыслям о нелепом всеобщем покаяние, что нашей стране пытаются все навязать. Однако тут они проведены гораздо лучше.
Хотя бы без русофобии, воя, и клинически неадекватной повестки.
В Первой мировой людям пришлось заплатит огромную цену за алчность и амбиции тех, кто был наверху и жаждал масштабного передела мира, не считаясь ни с какими жертвами. А жителям и непосредственным владельцам той злополучной земли, что по закону должна была отойти цыганам, заплатили свою цену за такие же алчные амбиции землевладельцев, только в очень меньших масштабах.
Суть одинакова. Ради земли пролили много невинной крови. И кровью пришлось платить за те деяния ради неё. А воздаяние с таким библейским подтекстом как стихия, берет всё. Заплатит свою цену даже тот хороший человек, что хотел спасти всех включая непосредственного виновника трагедии. Его жена, дочь, даже сын, которому повезло выжить. Все расплатились сполна за серебро Иуды.
А сын этого землевладельца Шеймуса вынужден был прожить жизнь только для момента, когда во время Мировой бойни, он должен будет принести последнюю жертву на алтарь воздания за жизнь цыган. Носил внутри своего тела пулю из серебра, как напоминание о том, что случилось с ним и его близкими. В этом заключалась его печальная судьба. Неудивительно, что его убили не пули из Немецкого пулемета, а кусок серебря Иуды.
Долг был исполнен.
А потом, когда этот долг был уплачен, ушло прошлое, отправились на последний покой те, кого сохранила память, а серебро…а, что будет с людскими грехами? Все встанет лишь на свои места. Останется потом лишь шлейф затухающих воспоминаний и урока на всю жизнь.
Но, к сожалению смысл фильма очень трудно разглядеть, как и многие достоинства фильма. Кое где накосячили.
В стремление следовать лаконичности, фильм просто занимается пустым растягиванием времени, излишнее уделяя внимание проходным моментам, вместо большей сосредоточенности на скрытых символах и подтекстах. В пустоту порой стремиться экспозиция.
Однако куда больше пустоты в экспозиции наблюдается в подаче персонажей. Авторы категорически не хотят самыми простыми способами подать своих героев. Обязательно надо включать какой-то скверный арт-хаус, с паузами, диалогами с глупыми загадками.
Герои фильма порой не могут довести предложения до конца. Рассказ того самого патологоанатома сыгранного Бойдом Холбруком, звучит так, будто он рассказывает неприличный анекдот изо всех сил стараясь уходить от неприличных подробностей, при этом не упуская пошлой сути. Очень странное понимание краткости и лаконичности в диалогах
Хватает и других глупостей. Действие происходит в скорее всего в 1879 году, но ни у кого, даже у землевладельца нет керосиновой лампы. Отключив инстинкт самосохранения все шастают с факелами, даже там, где в легкую можно пожар устроить.
До того, как выясниться кем является герой Холбрука, его сходу воспринимают как единственного человека что может разобраться в ситуации, хотя он представился патологоанатом, а не охотником на оборотней или Шерлоком. И так же нелепо выглядит, когда ему ни с того ни с сего начинают слушаться его советов. Без сомнений и скепсиса. Он потом будет, но по иным причинам.
Герои совершают множество глупостей, чтобы сработали некоторые сцены. Выглядит так, будто их внезапный склероз захватывает.
Монстр то умирает от обычных ударов, а то лишь серебряная пуля помогает его успокоить.
На этом все. Спасибо вам за внимание. И пока.