Найти тему
Лилия Габдрафикова

Сююмбике: разные образы казанской царицы

Образ казанской царицы Сююмбике стал особенно ярким на рубеже 19-20 веков, на этом канале уже была одна публикация об этом. Кроме того, и собственно башня Сююмбике способствовала росту интереса к этой исторической фигуре. Конечно, прежде всего, в татарском сообществе того времени.

В первой половине 19 века в татарских исторических трудах Сююмбике упоминается только как мать хана Утямыш-Гирея. Кроме того, имелись устные народные предания – баиты о Сююмбике. В начале 20 века ситуация изменилась.

Сююмбике. Художник Василь Ханнанов. 1994. Фото: art16.ru
Сююмбике. Художник Василь Ханнанов. 1994. Фото: art16.ru
В начале 20 века портрет Сююмбике становится более рельефным: она не просто мать, но еще и дочь ногайского князя, супруга трех казанских ханов, женщина трагической судьбы. Ее отъезд является своеобразным прологом падения самого Казанского ханства, а сам образ красивой ханбики – это образ самого ханства – романтизация исторического прошлого народа.

В это время появляются самостоятельные исторические публикации о Сююмбике. О царице писали татарские ученые Ризаэтдин Фахреддин (1903), Гайнетдин Ахмаров (1910), Хади Атласи (1914). Здесь надо отметить, что все татарские авторы, в том числе Хади Атласи, опирались на работы русских историков и, особенно, летописи. Но, тем не менее, это был другой образ ханбики. Если в русской историографии Сююмбике представляли как красивую, но коварную царицу, то в татарской историографии это теплый и печальный образ красивой и умной женщины, личная трагедия которой перемешалась с трагедией народа.

От исторических трудов к баитам?

Именно в этот период впервые был опубликован татарский баит о Сююмбике. В 1912 года вышла книга «Сөембикә хәлләре». Подготовил её имам деревни Чиртуш Чистопольского уезда Казанской губернии Габделгаллям Рашиди. Брошюра эта была переиздана и в 1915 году. Зафиксированные позднее в разных уголках страны татарские баиты о Сююмбике в общих чертах повторяют баит, представленный в 1912 г. Габделгаллямом-хазратом. По мнению фольклористов, в произведении Г.Рашиди прослеживается связь со сведениями из публикаций Р.Фахреддина и с плачем ханши Сююмбике из «Казанской истории».

Поэтому можно сказать, что в отличие от классических баитов, создаваемых по горячим следам событий, баиты о Сююмбике являются стилизованными под баит песнями, созданными на рубеже 19-20 веков. Появление такого рода художественных произведений могло быть навеяно общими трендами этого времени.

Кроме исторической литературы и фольклора, к персоне Сююмбике обращались и в татарской художественной литературе.

Здесь надо отметить, что в русской литературе образ Сююмбике в 17– в начале 19 веков встречался довольно часто. Это эпическая поэма М.Хераскова «Россиада», трагедия С.Н. Глинки «Сумбека или покорение Казанского ханства» и другие произведения. Но в них образ Сююмбике был холодным и расчетливым, расписанным с вражеской позиции.

Татарские литераторы, безусловно, рассматривали Сююмбике с несколько иной точки зрения. К сожалению, пьеса «Сююмбике» Фазыла Туйкина, написанная в 1914 году, считается утерянной. Кроме того, небольшое эссе о Сююмбике принадлежит перу классика татарской литературы Фатиху Амирхану (1913). Рассказ о Сююмбике есть и у литератора Шагита Ахмадеева (1916). Обращались к образу ханбики и другие авторы.

Все эти моменты способствовали, а иногда шли параллельно с таким процессом как формирование бренда «Сююмбике».

Образ Сююмбике: от прессы до частной жизни

В начале 20 века в самых разных сферах татарской культуры активно использовалось имя царицы, ее визуальный образ и, конечно же, образ башни Сююмбике. Обращение к образу Сююмбике было призвано подчеркнуть татарскую самобытность, особость. Кроме того, последняя казанская царица стала символом зарождавшегося в то время татарского женского движения, женской эмансипации. Имя и образ Сююмбике использовались в самых разных сферах: просвещении, торговле, искусстве и частной жизни.

Наиболее часто имя казанской царицы встречалось в издательском деле, переживавшем свой расцвет в данный период. Выходили многочисленные публикации о Сююмбике: стихи, эссе, исторические труды.

Особенно примечательным явлением стал выпуск первого татарского женского журнала «Сююмбике». Он начал издаваться в Казани с октября 1913 года. Интересно, что на обложке первого номера журнала редакторы поместили фотографию Башни Сююмбике.

Издателем был бывший мугаллим Якуб Халили, выходец из д.Иж-Буби Вятской губернии. Издавал он журнал вместе со своей супругой Асьмой, дочерью купца Загидуллы Шафигуллина. Он проживал в деревне Акзегитово Цивильского уезда Казанской губернии, и оказывал супругам финансовую помощь в издании журнала.

Татарский журнал "Сююмбике", 1915 год.
Татарский журнал "Сююмбике", 1915 год.

Символично, что женский журнал назвали именем самой известной татарской царицы. Женщина во главе целого государства – это был вдохновляющий пример для татарок начала 20 века. Впоследствии журнал стал основным каналом распространения идей женской эмансипации (в советское время его переименовали в "Азат хатын"). Тем не менее, журнал все же позиционировал себя как издание, которое воспитывает в женщине не только стремление к самостоятельности, но и помогает в успешном ведении домашнего хозяйства, воспитании детей и т.д. Образ Сююмбике был многогранным – это и хранительница домашнего очага, супруга и мать, при этом образованная, умная и красивая женщина.

Продолжение следует...

Читайте также:

Сююмбике: память о татарской царице

Башня Сююмбике: неофициальная татарская святыня царских времен