Найти тему
Технологии бизнеса

Эффективность рекомендательных алгоритмов в социальных сетях

Рекомендательные алгоритмы присутствуют во всех социальных сетях и онлайн-платформах. Они отслеживают поведение пользователей с различными целями: в первую очередь, это выявление интересов аудитории. На основании истории просмотров и взаимодействия с контентом подбирается соответствующая реклама и контент, схожий с тем, на который пользователь до этого реагировал.

Так достигается учёт его личных интересов, более точный по тематике показ рекламных блоков и увеличение длительности пребывания пользователя на данной платформе. Рекомендательными алгоритмами также продвигается контент, который показывает высокие показатели по реакции пользователей, по времени его просмотра.

Действия пользователя в интернете
Действия пользователя в интернете

Казалось бы, эти механизмы идут на пользу как аудитории, так и самим онлайн-платформам, однако, в ряде случаев, некоторые виды контента могут буквально навязываться людям, не проявляющим к ним интереса. Так, например, в YouTube мы регулярно можем видеть ролики по темам, которые нас до этого не интересовали.

Это может делаться как в политических целях, так и в коммерческих. Также это может быть рекомендательный или новый контент, когда платформа предоставляет возможность познакомиться с новой тематикой, с которой аудитория ещё не знакома.

В 2020 году Ассоциации юристов России заявила, что подобные технологии могут влиять на общественное мнение и «повышать риски социальных конфликтов». В мае этого года депутаты российской Госдумы выступили с предложением дать возможность пользователям соцсетей отключать алгоритмы рекомендаций, что, на мой взгляд, вполне разумно и повышает свободу аудитории в соцсети.

Но, при обсуждении законопроекта, социальные сети выступили против, заявив, что подобное расширение возможностей пользователей приведёт к уменьшению времени их нахождения в сети и снижению финансовых показателей онлайн-платформ. Понятно, что никому не хотелось бы терять аудиторию, доходы и особенно возможность направлять её внимание в нужное этим платформам русло.

Насколько же эффективны рекомендательные алгоритмы в соцсетях?

Во-первых, представители российских компаний, с которыми обсуждался законопроект, заявили, что до трети аудитории соцсетей воспользуются отключением рекомендаций. Во-вторых, они привели следующие цифры:

В презентации технического директора «VK Видео» Александра Тоболя для разработчиков говорилось, что 97% просмотров коротких роликов в «VK Клипах» (аналоге TikTok) приходятся на рекомендации. Также, в «VK Видео» алгоритмы используют подбор обложек для роликов: для одного и то же видео выбранные алгоритмом обложки повышают конверсию до 15% против 0,5% при её случайном определении.

Чьи интересы защищать законодателю: аудитории или бизнеса?

Предполагается, что все спорные моменты будут сняты при обсуждении законопроекта в Комитете Госдумы по информационной политике. Нельзя забывать и о том, что рекомендации могут «создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение».

Думаю, что возможность отключать рекомендации у нас всё же появится.

Спасибо за лайк, подписывайтесь на канал!

#эффективность бизнеса #социальные сети #социальная сеть #рекомендации к просмотру #алгоритм #онлайн сервисы