Рекомендательные алгоритмы присутствуют во всех социальных сетях и онлайн-платформах. Они отслеживают поведение пользователей с различными целями: в первую очередь, это выявление интересов аудитории. На основании истории просмотров и взаимодействия с контентом подбирается соответствующая реклама и контент, схожий с тем, на который пользователь до этого реагировал.
Так достигается учёт его личных интересов, более точный по тематике показ рекламных блоков и увеличение длительности пребывания пользователя на данной платформе. Рекомендательными алгоритмами также продвигается контент, который показывает высокие показатели по реакции пользователей, по времени его просмотра.
Казалось бы, эти механизмы идут на пользу как аудитории, так и самим онлайн-платформам, однако, в ряде случаев, некоторые виды контента могут буквально навязываться людям, не проявляющим к ним интереса. Так, например, в YouTube мы регулярно можем видеть ролики по темам, которые нас до этого не интересовали.
Это может делаться как в политических целях, так и в коммерческих. Также это может быть рекомендательный или новый контент, когда платформа предоставляет возможность познакомиться с новой тематикой, с которой аудитория ещё не знакома.
В 2020 году Ассоциации юристов России заявила, что подобные технологии могут влиять на общественное мнение и «повышать риски социальных конфликтов». В мае этого года депутаты российской Госдумы выступили с предложением дать возможность пользователям соцсетей отключать алгоритмы рекомендаций, что, на мой взгляд, вполне разумно и повышает свободу аудитории в соцсети.
Но, при обсуждении законопроекта, социальные сети выступили против, заявив, что подобное расширение возможностей пользователей приведёт к уменьшению времени их нахождения в сети и снижению финансовых показателей онлайн-платформ. Понятно, что никому не хотелось бы терять аудиторию, доходы и особенно возможность направлять её внимание в нужное этим платформам русло.
Насколько же эффективны рекомендательные алгоритмы в соцсетях?
Во-первых, представители российских компаний, с которыми обсуждался законопроект, заявили, что до трети аудитории соцсетей воспользуются отключением рекомендаций. Во-вторых, они привели следующие цифры:
В презентации технического директора «VK Видео» Александра Тоболя для разработчиков говорилось, что 97% просмотров коротких роликов в «VK Клипах» (аналоге TikTok) приходятся на рекомендации. Также, в «VK Видео» алгоритмы используют подбор обложек для роликов: для одного и то же видео выбранные алгоритмом обложки повышают конверсию до 15% против 0,5% при её случайном определении.
Чьи интересы защищать законодателю: аудитории или бизнеса?
Предполагается, что все спорные моменты будут сняты при обсуждении законопроекта в Комитете Госдумы по информационной политике. Нельзя забывать и о том, что рекомендации могут «создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение».
Думаю, что возможность отключать рекомендации у нас всё же появится.
Спасибо за лайк, подписывайтесь на канал!
#эффективность бизнеса #социальные сети #социальная сеть #рекомендации к просмотру #алгоритм #онлайн сервисы