Современные дети начинают изучать историю России с 4-го класса. Дочке задали такое задание: кто изображён на портрете?
Я проходил рядом, она меня спросила и я ответил так, как изучал в своё время в школе, — это Николай Второй Кpовaвый.
— А почему у него такое прозвище?
— Такое он заслужил после Кpовавoго воскресенья.
— А что это за воскресенье такое было?
— Разве у вас в учебнике про это не написано?
— Нет!
— Неужели нет? — начал я листать современный учебник и нашёл только такую характеристику Николая Второго:
«Важные события, которые привели к переменам в развитии страны» Чего?! Вот это искусство — сказать что-то, не сказав ничего!
Под важными событиями, вероятно, подразумеваются две проигрышных для России войны, которые вёл император и многочисленные жестокие подавления восстаний, в том числе то самое воскресенье. А перемена это скорее всего Великая Октябрьская социалистическая революция, после которой и началось развитие страны.
Далее все-таки даётся такое определение: революция — решительные действия с целью глубоких изменений в государстве и обществе.
Как-то блёкло и нейтрально. Решение поднять МРОТ и пенсии, например, тоже можно назвать решительными действиями. Если поднять их сразу в несколько раз. Чем не революция?
Ну, а если серьёзно, то про Красное воскресенье (будем его так называть) в учебнике, действительно, ничего нет. Берегут детскую психику? Вряд ли. Ведь далее рассказано про расстрел царской семьи большевиками.
В результате и получается святой мученик. Сам ничего плохого не сделал, а с ним вот так несправедливо поступили. Но, если быть объективным, то такое искоренение династии происходило и раньше в других странах. Николай Второй не мог про это не знать. Но Россию он сам к этому привёл.
Получается, что освещаются одни факты и утаиваются другие. И портрет императора получается совсем не таким, как в советских учебниках.
Когда создателям современного учебника приходится употреблять слово революция, то они заменяют прилагательные октябрьская и социалистическая на — российская. Великая российская революция — так и написано. Как вам?
А Первую Мировую они почему-то называют Второй Отечественной. Пытаясь поставить её в один ряд с Отечественной 1812 года и Великой Отечественной. Мол, и в Первой Мировой солдаты гибли не только за царя, но и за Отечество.
Современный учебник, по которому детям преподают историю, я напомню, издательства «Просвещение». Оно было создано ещё в начале советского времени — в 1930-м году.
Теперь оно трансформировалось в группу компаний «Просвещение», 25% акций которого принадлежит, например, Сбербанку. И, соответственно, изменилось и направление просвещения.
Те исторические личности, которые в советских учебниках были отрицательными, в российских учебниках становятся положительными.
Какой портрет Николая Второго был нарисован в советских учебниках хорошо объяснил доктор исторических наук Николай Платошкин в одном из последних своих выступлений: