Найти тему
Последний романтик

Образ императора Николая Второго в советское время и в учебнике «Просвещения» 2014 года

Современные дети начинают изучать историю России с 4-го класса. Дочке задали такое задание: кто изображён на портрете?

Рабочая тетрадь по окружающему миру за 4 класс + картина Владимира Маковского
Рабочая тетрадь по окружающему миру за 4 класс + картина Владимира Маковского

Я проходил рядом, она меня спросила и я ответил так, как изучал в своё время в школе, — это Николай Второй Кpовaвый.
— А почему у него такое прозвище?
— Такое он заслужил после Кpовавoго воскресенья.
— А что это за воскресенье такое было?
— Разве у вас в учебнике про это не написано?
— Нет!
— Неужели нет? — начал я листать современный учебник и нашёл только такую характеристику Николая Второго:

Из учебника издательства «Просвещение», 2014 год. Предмет называется «Окружающий мир», но по сути это сплошная история
Из учебника издательства «Просвещение», 2014 год. Предмет называется «Окружающий мир», но по сути это сплошная история

«Важные события, которые привели к переменам в развитии страны» Чего?! Вот это искусство — сказать что-то, не сказав ничего!

Под важными событиями, вероятно, подразумеваются две проигрышных для России войны, которые вёл император и многочисленные жестокие подавления восстаний, в том числе то самое воскресенье. А перемена это скорее всего Великая Октябрьская социалистическая революция, после которой и началось развитие страны.

Кадр из исторического фильма для иллюстрации
Кадр из исторического фильма для иллюстрации

Далее все-таки даётся такое определение: революция — решительные действия с целью глубоких изменений в государстве и обществе.

Как-то блёкло и нейтрально. Решение поднять МРОТ и пенсии, например, тоже можно назвать решительными действиями. Если поднять их сразу в несколько раз. Чем не революция?

Ну, а если серьёзно, то про Красное воскресенье (будем его так называть) в учебнике, действительно, ничего нет. Берегут детскую психику? Вряд ли. Ведь далее рассказано про расстрел царской семьи большевиками.

Кадр из исторического фильма для иллюстрации
Кадр из исторического фильма для иллюстрации

В результате и получается святой мученик. Сам ничего плохого не сделал, а с ним вот так несправедливо поступили. Но, если быть объективным, то такое искоренение династии происходило и раньше в других странах. Николай Второй не мог про это не знать. Но Россию он сам к этому привёл.

Получается, что освещаются одни факты и утаиваются другие. И портрет императора получается совсем не таким, как в советских учебниках.

Владимир Машков в образе Николая Второго
Владимир Машков в образе Николая Второго

Когда создателям современного учебника приходится употреблять слово революция, то они заменяют прилагательные октябрьская и социалистическая на — российская. Великая российская революция — так и написано. Как вам?

А Первую Мировую они почему-то называют Второй Отечественной. Пытаясь поставить её в один ряд с Отечественной 1812 года и Великой Отечественной. Мол, и в Первой Мировой солдаты гибли не только за царя, но и за Отечество.

Кадр из исторического фильма для иллюстрации
Кадр из исторического фильма для иллюстрации

Современный учебник, по которому детям преподают историю, я напомню, издательства «Просвещение». Оно было создано ещё в начале советского времени — в 1930-м году.

Теперь оно трансформировалось в группу компаний «Просвещение», 25% акций которого принадлежит, например, Сбербанку. И, соответственно, изменилось и направление просвещения.

Те исторические личности, которые в советских учебниках были отрицательными, в российских учебниках становятся положительными.

Какой портрет Николая Второго был нарисован в советских учебниках хорошо объяснил доктор исторических наук Николай Платошкин в одном из последних своих выступлений: