О том, что Алексей Маресьев – прототип героя «Повести
о настоящем человеке» Бориса Полевого, знают многие. А кто из современных жителей волжского городка в курсе, что ещё один камышанин – Николай Зуев – стал прототипом образа мальчика-героя Васи Зуева из романа Александра Степанова «Порт-Артур»?
Статья краеведа почётного гражданина города Камышина Евгения Васильевича Хорошунова в «Диалоге» пятидесятилетней давности (тогда газета называлась «Ленинское знамя») начинается словами: «И взрослый, и юный читатель, наверное, помнит героев романа советского писателя А.Н. Степанова «Порт-Артур».
Из Золотого фонда советской литературы
Если уж в самой читающей стране мира мелькнуло слово «наверное», то сегодня, в «кнопочный век», есть смысл «пройтись по старым персонажам». Для начала немного о писателе и его историческом романе, посвящённом Русско-японской войне 1904-1905 годов. Александр Николаевич Степанов родился 21 января (2 февраля) 1892 года в Одессе. Умер 30 октября 1965 года. Он автор многих книг.
Роман «Порт-Артур» входил в золотой фонд советской литературы. Издавался 17 раз тиражом более миллиона экземпляров. Был переведён на языки народов СССР и дальнего зарубежья, в том числе на английский, французский, венгерский, китайский, японский и другие.
Во многих театрах Советского Союза шла пьеса «Порт-Артур», написанная А.Н. Степановым в соавторстве с драматургом И.Ф. Поповым по мотивам романа. Автор создал киносценарий «Порт-Артур». Образы седых генералов Кондратенко, Белого, юного прапорщика-артиллериста
Сергея Звонарева, его невесты – медсестры военного госпиталя Вари – неизменно привлекали советского читателя.
● Сирота Вася Зуев
Во второй книге романа описывается, как Звонарев и Варя после очередного артобстрела нашли в развалинах Порт-Артура мальчика-сироту Васю Зуева. Его отца убило осколком японского снаряда, мать ещё раньше умерла от болезни. Варя – дочь генерал-майора В.Ф. Белого, командира крепостной артиллерии (невымышленный герой романа) – забрала ребёнка к себе.
Бесстрашие защитников крепости было повседневным. Героями становились все. Вася проявил себя наравне со взрослыми. Он спас жизнь тяжелораненому Звонареву (жениху Вари). Прапорщик привязался к своему спасителю, обучил ребёнка грамоте.
В конце концов Вася Зуев покинул бывший портовый город в Китае на Жёлтом море и уехал в Россию вместе с семьёй Белых. Он больше не был одиноким. С волнением и интересом мы подбираемся к ответу на вопрос: «А Камышин-то тут при чём?»
Минуточку терпения. Работая в городском архиве над документами Камышинской дивизии, прославившейся
в годы Гражданской войны, Е.В. Хорошунов натолкнулся
на распространённую фамилию Зуев. Многие, вероятно,
не стали бы проводить каких-либо параллелей: сколько однофамильцев на свете! Но речь о краеведе и заядлом читателе лучших образцов литературы. Здесь в чести иные алгоритмы действий.
● На Плесецко-Селецком направлении
Евгений Васильевич вспомнил, что встречал фамилию Зуев в романе А.Н. Степанова «Порт-Артур». Он буквально «проглотил» произведение ещё в юности. Пора снова прочесть книгу, повествующую о событиях, происходивших
на крайней южной оконечности Ляодунского полуострова!
Зуев, Зуев… Каждый приказ по Камышинскому фронту,
а затем по дивизии и по Особой группе был подписан начальником штаба Зуевым. Евгений Хорошунов завёл отдельную исследовательскую карточку, которая сразу же потребовала подробных сведений: что, где, когда, почему?
Ответы находились медленно, но верно. 3 июня 1918 года Николай Зуев назначен помощником военного руководителя при Камышинском уездном комиссариате. 6 ноября 1918 года мелькнули сведения, что помвоенрука
т. Зуев приказом Реввоенсовета Южного фронта был назначен начальником штаба 1-й Камышинской армии с 4 октября.
В других записях говорилось
о важной роли Н.А. Зуева как работника военного комиссариата. А вот сведения о том, что штаб дивизии и одну из её бригад перебросили на Северный фронт. Зуев уехал на Север. Камышане
и там отличились. Интервенты сразу почувствовали силу их ударов на Плесецко-Селецком направлении.
● Ключ к разгадке
Операции разрабатывал с помощниками сам Николай Зуев. Его знали в Ставке первого Главнокомандующего Вооружёнными Силами Советской Республики И.И. Вацетиса. Какие же черты были присущи талантливому начштаба?
Среди кип исследуемых документов с обрывками характеристик вдруг мелькнуло «Командующий Группой В.Л. Лукашов (Вадим) приказал начальнику штаба 1-й Камышинской дивизии, бывшему капитану тов. Зуеву – известному мальчику, герою русско-японской войны – как офицеру-артиллеристу сформировать артиллерийскую бригаду при Особой группе. (ЦГАСА, ф. 1372, оп. 2, ед. хр. 920, л. 1об.)».
Так был обнаружен ключ к разгадке судьбы красного командира. Начштаба Зуев ещё мальчиком совершил геройские подвиги на войне и лишь потом стал профессиональным военным. Краевед задумался: о нём наверняка писала в то время пресса.
Ещё один шаг в поисках истины был сделан при просмотре журналов эпохи Русско-японской войны. Среди множества фотографий, рисунков самым важным для Е. Хорошунова оказался снимок 1905 года. Вот он – мальчик-герой! В ладно сшитом по росту солдатском мундире, в сапогах, в натянутой на лоб папахе.
● Верность народу
Стоит, опершись правой рукой на стойку палубы русского корабля, подбоченясь, как казачок. Внизу подпись: «Мальчик Н. Зуев, прославившийся смелой разведкой и доставкой донесений из Порт-Артура в армию Куропаткина».
… Знал ли А. Степанов о маленьком герое, ввёл ли его образ в историческое повествование? Верится, что, собирая материал для книги, писатель просмотрел все журналы, газеты, публиковавшие материалы о защитниках Порт-Артура.
И нашёл портрет юного смельчака.
По авторскому праву имя героя произведения оказалось изменённым. Но фамилия настоящая. В заключение хотелось бы процитировать Е.В. Хорошунова: «Нам, камышанам, дорого то, что этот мальчик из народа, ставший литературным героем, вошедший затем в состав офицерского корпуса, остался верен народу!»
Замечательные слова. Верность народу – качество, которое способно любого человека сделать героем. Вы согласны?
Марина КАРАВАЕВА