Найти тему
Maestro Z

Возвращаясь к «Табели о рангах». Кто есть кто? Часть 1.

Оглавление

Для общего развития заглянем в «Устав службы на судах министерства морского флота СССР». А именно на основе этого устава разрабатывались все морские уставы других гражданских министерств и ведомств, как в бывшем союзе, так и в современной России.

О Военно-морском уставе я не упоминаю, ибо это отдельная тема.

Чтобы лучше понять внутреннюю жизнь экипажа, кратенько пробежимся по страницам этого замечательного документа.

По ходу дела я постараюсь давать некоторые комментарии от себя, для доходчивости, так сказать. Сразу оговорюсь, что на современном коммерческом флоте произошли значительные перемены, как в плане перераспределения обязанностей, так и в порядке взаимоотношений. Но всё это я буду оговаривать по мере изложения.

Итак, что же такое «Экипаж»?

Прежде всего – это люди, разные люди, со своими достоинствами и недостатками. Эти люди, как правило, обучены и имеют соответствующие документы, дающие право занимать ту или иную должность на судне. Они призваны, соблюдая свои должностные обязанности, обеспечивать жизнедеятельность судна и выполнение им специфических задач. Это значит, что каждый член экипажа не просто так вышел в море, не на увеселительную прогулку, не за романтикой, а должен «пахать» в поте лица своего, чтобы получить вознаграждение за свой труд в виде денежных знаков.

Как гласит статья 37 Устава: «Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам (группам) и командам». А это значит, что каждый имеет свои определённые обязанности и зону ответственности (заведование).

Я не собираюсь утруждать вас частым цитированием статей Устава, но иногда, для наглядности, буду обращаться к букве оного.

Но ведь кроме выполнения прямых обязанностей каждый человек имеет и какую-то свою личную жизнь, а значит, вынужден общаться с остальными членами экипажа в неформальной обстановке. Вот я и постараюсь объединить всё это воедино.

Экипаж судна – это тоталитарный режим, на вершине пирамиды которого восседает капитан.

Статья 60 Устава гласит, что капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нём людей и перевозимый груз. А статья 61 того же Устава так прямо и заявляет: «Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно руководителю учреждения судовладельца…».

Да, существует множество регламентирующих документов, таких как Устав, Кодекс торгового мореплавания, должностные инструкции, Кодекс законов о труде, коллективные и индивидуальные трудовые договора, но это всё бумага, а на деле капитан является безраздельным властелином на судне. Его слово – закон. Он отвечает только перед судовладельцем, будь то частное лицо или директор государственной конторы, и Господом Богом, если хотите. Отвечает за всё в буквальном смысле. Есть даже такая поговорка:

«Капитан остаётся капитаном даже в постели с собственной женой»,

ну, или что-то в этом роде. На этом человеке висит груз огромной ответственности за всех членов экипажа на борту и за его пределами, пассажиров, грузы, за правильное и своевременное выполнение судном задания. Ему доверяются государственные и коммерческие тайны. У него особые отношения с руководством, не такие, как у остального экипажа. А потому и власть ему дана почти безграничная. Примечательно, что в том же Уставе есть статья 74, которая позволяет капитану плевать на все бумаги. А именно:

«Капитан имеет право, в зависимости от конкретных условий… производить перераспределение обязанностей между членами экипажа».

Во как! То есть, что хочу, то и ворочу! Я бы даже сказал, что капитан не является частью экипажа. Любой человек, шагнувший на ступень этой должности, быстро понимает, что отделён от основной части экипажа незримой стеной власти и огромной ответственности. Здесь, как правило, кончается дружба с нижестоящими. Отношения только официальные.

Никаких там: «Привет Петруха! Как здоровье после вчерашнего?» - теперь общение только на уровне – «Павел Петрович прошу разрешения войти. Да, нет, будет сделано». Теперь только так. Конечно же, бывают исключения. Люди – есть люди. Бывали капитаны, которые и с матросами водочку попивали, но это уже просто бардак и панибратство. Так быть не должно. Капитан обязан принести в жертву свои личные отношения для поддержания дисциплины и соблюдения субординации.

«Тяжко!» - скажете вы. Да, тяжело сразу забыть прежние отношения, но ведь кто-то должен тянуть эту «лямку»! Кому-то всё равно придётся руководить. Многие штурмана мечтают стать капитанами, но настоящими капитанами становятся единицы. Можно с годами стать отличным и грамотным судоводителем, виртуозно управляя своим пароходом, но гораздо труднее стать жёстким администратором, сохраняя баланс отношений с экипажем и судовладельцем. На моём веку не раз случалось видеть, как сильно менялись старшие помощники, перешагнувшие комингс (порог) капитанской каюты.

-2

Многие так и не стали Капитанами с большой буквы, но их глупое и жадное стремление к власти не приводило ни к чему хорошему. Такие либо попадали в опалу руководства, либо их ненавидел экипаж. А бывало и то, и другое. И я, однажды перешагнув этот самый комингс, понял, что хороший капитан из меня не получится. Не смог я найти силы отказаться от дружбы с экипажем, и вовремя отказался от карьеры. Иначе быть беде. Но я не жалею.

Отказаться от власти - немалая смелость!

Во второй части пойдёт разговор о "фундаменте" любого экипажа - рядовом составе.

Вы не теряйтесь, подписывайтесь, ставьте лайки, а главное, пишите комментарии.

До скорой встречи на моём канале!

Пока.