Найти в Дзене
VarТехник

За что водители ненавидели «Пантеру»?

Оглавление

Немецкие танки славились удобством для экипажа и обилием деталей, пусть и не во всех моделях. Взять тот же Panzer III или Panzer IV. Даже когда эти танки устарели, экипажам они нравились, чего нельзя сказать о «Пантере». Несмотря на её массовость и боевые качества, экипажи не очень-то и жаловали один из самых мощных и массовых танков Германии.

Боевое отделение

Практически все аспекты, касающиеся «нравится» или «не нравится» касались мелких ремонтов и условий работы экипажа. Вопрос не корректный, но даже солдаты имеют своё собственное мнение, которое они так или иначе выражали.

Экипаж танка Panzer V состоял из 5 человек, два из которых сидели в корпусе, а трое в башне. В левой передней части размещалось рабочее пространство водителя, а в правой, радиста. Их разделяла коробка передач, приборная панель и радиостанции. Башня условно делилась надвое орудием и защитным ограждением. Слева сидели командир и наводчик, а правее от орудия орудовал заряжающий.

-2

Из негативных моментов, которые так или иначе упоминали танкисты – ненадёжность ранних партий «Пантер», сложная ходовая часть, медленный поворот башни и исключительно ручное наведение. Водители чаще жаловались на нагрев трансмиссии, которая сильно грелась из-за не малого веса танка и нагрузки соответственно. Но это отнюдь не основная жалоба…

Жалобы водителей

Место водителя в «Пантере» было достаточно комфортным, на первый взгляд, а производственные партии D и A имели триплекс с бронированным люком, который давал прекрасный обзор при сравнительно не большой площади. Но этот плюс не компенсировал специфику управления боевой машиной.

-3

На подавляющем большинстве танков рычаги тянулись на себя или от себя, регулируя обороты ведущих катков и гусениц. У «Пантеры» схема была другой – рычаги тянулись вверх и вниз, имели три позиции и были не удобны в обращении. Но если последнее было делом привычки, то следующий факт надо было просто запомнить… Радиус разворота «Пантеры» напрямую зависел от передачи. Что самое интересное, скорость в таком случае не имела особого значения. Поворот на месте был доступен только на нейтрали.

Далее – под ногами у водителя не было педали тормоза. Были только газ и сцепление. Парадоксально то, что в книге по эксплуатации запрещали тормозить рычагами. Разумеется, это правило часто нарушалось из-за отсутствия альтернатив.

-4

С другой стороны, водителю было отнюдь не обязательно поворачивать корпусом, чтобы помочь наводчику. Если водителю включал нейтраль и не дёргал рычаги, давая мотору раскрутиться, то начинала работать раздаточная коробка под башней. Она позволяла значительно ускорить поворот башни с 3 до 40 градусов в секунду на максимальных оборотах двигателя.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.