Добиться от человека нужного ответа можно разными способами.
Прямой вопрос
Нужный ответ можно получить, просто задав человеку вопрос (если вы знаете позицию человека по этому вопросу). Политики это используют, например, в публичных дебатах, проясняя взгляды оппонентов на принципиальные вопросы и потом эти взгляды критикуя.
Манипулятивным будет косвенное речевое воздействие. Слушающий не слышит однозначно, чего же хочет от него добиться говорящий, однако может об этом догадываться.
Существует огромное множество непрямо воздействовать на человека при помощи слов. Приведем примеры.
Использование оценочных аргументов
Использование исключительно положительных (отрицательных) аргументов. Один политик говорит про другого и приводит исключительно отрицательные факты, из его биографии например. Говорил политик о ком-то в негативном ключе, а потом восклицает: «Достоин ли этот негодяй руководить нами?» Велика вероятность того, что слушатели ему ответят: «Не достоин».
Или маркетолог энергично продвигает на рынке свой товар – подготавливает аудиторию, освещает только положительные его качества, замалчивая отрицательные. А потом опрос показывает, что возрос положительный настрой аудитории к новому продукту.
Ряд вопросов
Человеку задается ряд вопросов, на которые (известно заранее) он ответит положительно, а за ними задается вопрос, на который хотелось бы, чтобы человек ответил согласием: «Молодой человек должен получить образование? Он должен быть целеустремленным? У него должны быть ясные перспективы в будущем? И не страшно, что пока он беден и у него ничего нет? Так ты не возражаешь, что я выйду замуж за Пашу?» «Хотите дороги, как в ЕС? Хотите пенсии, как в ЕС? Хотите кружевные трусики, как в ЕС? Тогда поддержите курс Украины в ЕС».
Экспрессивная лексика
Очень большие возможности для манипулятивного воздействия дает использование экспрессивной лексики. Экспрессивная окраска у слов может быть сниженной, то есть то, о чем говорится, вызывает негативные чувства – злость, презрение и т. п., или же возвышенной – предмет речи оценивается очень высоко, задевает прекрасные, благородные чувства.
Не случайно про чужих, например, говоря «шпионы», а про своих «разведчики». Одно дело, если вы про чей-то круглый живот скажете «животик», а другое дело, если скажете «брюхо».
Использование метафор – это подвид экспрессивного воздействия. К примеру, про мужчину можно сказать «орел», а можно «козел» – одно слово в переносном значении, а уже яркая характеристика.
Презентуя новый спектакль в положительно-экспрессивной манере, его постановщики могут добиться, что слушатели на вопрос: «Хотите ли вы посмотреть спектакль», ответят: «Да». Тут, правда, желательно не переборщить. Если презентация была чрезмерно экспрессивной, у зрителя после просмотра может возникнуть чувство разочарования.
В негативно-экспрессивной манере обычно говорят о противниках и конкурентах.
Упрощение ситуации
Еще один способ манипуляции – намеренное упрощение ситуации, при этом слушающий оказывается перед выбором: «или-или». «Люди бьются за дело рабочего класса, а все остальные – против. Ты за кого?» «Одни хотят, чтобы Украина стала европейской страной, а другие – придатком российского Мордора. Ты с кем?». Ситуация вовсе неоднозначная, но других вариантов не рассматривается.
И есть много-много других видов речевого воздействия. Интересно рассматривать, какие виды речевого воздействия предпочитают использовать отдельные публичные персоны. Есть много научных исследований, касающихся особенностей речи политиков, напишу об этом когда-нибудь.
Добыча информации: скрытые и открытые методы
Лингвистические аспекты информационных войн