Найти тему
Strunki.ru

Поговорим о компрессии

Оглавление

Есть ли в музыкальном творчестве область, вызывающая больше разногласий (и недоумений), чем компрессия? Многие гитаристы покупали педаль, устанавливали ее на свой педалборд и после долгих настроек обнаруживали, что она (компрессия) каким-то чудесным, неопределенным образом делает звучание гитары «лучше», и оставляли все как есть.

Но что фактически происходит, когда сигнал гитары пропускается через компрессор?

При правильном использовании педаль компрессии может полностью изменить звучание гитары и, что самое главное, заставить вас пересмотреть свой подход к инструменту и свою технику игры.

Что происходит в компрессоре?

Компрессия, если говорить простым языком, влияет на общую громкость, сдерживая более громкие ноты, аккорды и практически любые резкие, пронзительные или громкие звуки, которые исходят от вашей гитары. Для «сдерживания звука» применяется заданный порог громкости гитары, прежде чем схема сработает и уменьшит громкость. Скорость и продолжительность компрессии, а также дополнительное усиление громкости, которое вы хотите добавить к сигналу после компрессии, настраивается на самой педали.

Итак, компрессия, если объяснять принцип её действия в двух словах, необходима для выравнивания звучания между громкими и тихими звуками.

Компрессия также может замаскировать некоторые ошибки при игре на гитаре, полностью устраняя неожиданные громкие призвуки от соседних струн и вообще заставляя все звучать очень плотно и ровно, даже если ваша атака сильно плавает по динамике.

Практически каждый гитарист, обладающий в своём арсенале педалью компрессии, будет утверждать о её важности и необходимости. Особенно, если общее усиление у него не на должном уровне мощности (как у многих гитаристов-любителей) или при использовании усилителя с высоким уровнем громкости без естественной компрессии.

Некоторые музыкальные жанры, ориентированные на ритм, такие как регги и фанк, полагаются на компрессию для поддержания ровной и стабильной динамики. Чопорный и индивидуальный стиль игры Нила Роджерса, Эла МакКея и других исполнителей этого жанра звучал бы совсем иначе без использования компрессора для поддержания ровного звучания. То же самое можно сказать о фолк- и кантри-исполнителях, которые используют компрессор для усиления арпеджированной аппликатуры, часто увеличивая выходное усиление, чтобы усилить более тихие моменты.

Рекомендуем послушать такие произведения, как Daft Punk - Get Lucky и Earth, Wind & Fire – September, в которых наглядно слышна компрессия гитары.

Что по уровню громкости?

Хотя существует огромное количество различных типов педалей компрессии, большинство из них имеют одинаковые регуляторы и настройки; к ним относятся порог (или уровень), attack/release, ratio и выходное усиление (гейн).

Порог определяет, насколько громким должен стать ваш сигнал, прежде чем компрессор включится и уменьшит громкость. Обычно этот показатель измеряется в децибелах.

Attack изменяет временную задержку между достижением сигналом порога и сжатием, создавая большее «воздействие», а release контролирует, как долго звук будет сжиматься до конца сигнала. Для достижения необходимого баланса вашего звучания нужно много экспериментировать, здесь нет «правильного» уровня – все это часть творческого процесса и челленджа! Однако помните, что некоторые производители педалей не позволяют изменять параметры Attack и release, поскольку то, как эти регуляторы настроены в заводских условиях, является их фишкой или особенностью.

Ratio контролирует степень сжатия сигнала, и если он установлен на очень высоком уровне, то не позволит пройти сигналу, превышающему пороговый уровень, что может привести к неприятному побочному эффекту в виде очень плоского звука. Например, соотношение 4:1 означает, что любой аудиосигнал, превышающий 4 дБ, при выводе будет уменьшен до 1 дБ.

Усиление выходного сигнала может несколько увеличить мощность звука, добавляя дополнительное усиление к сигналу после непосредственно компрессии. Это может заставить каждый звук нормализоваться на гораздо большей громкости – если вы хотите получить больше динамического разнообразия в своей игре, прежде чем сделать звук громче, действуйте осторожно.

Большинство гитаристов устанавливают компрессоры в начале цепи педалборда, до дисторшна, хоруса и всего остального. Таким образом, педаль может обработать весь диапазон сигнала от гитары до того, как он будет изменен другими эффектами, некоторые из которых (например, дисторшн) влияют на сигнал так, что он искусственно достигает пика, или добавляют в звук свои собственные характеристики сжатия.

Конечный результат всех этих настроек может показаться несколько контрпродуктивным – для аудитории эффект должен быть прозрачным, поэтому, несмотря на то что вы потратили огромное количество времени времени на точную настройку компрессии, зрители не должны заметить, что со звуком происходит что-то слишком драматичное (например, он звучит скомканно). Их уши должны воспринимать динамичный, четкий и приятный для слуха тон гитары.

По сравнению со студией звукозаписи, где вечно настраиваемые плагины работают в связке с аналоговыми компрессорами на стойках с множеством переключателей, простая гитарная педаль компрессии может показаться несколько хлипкой, хотя, по сути, они выполняют одну и ту же работу. Но в студийных условиях компрессоры должны быть полностью масштабируемыми, чтобы их можно было использовать для различных инструментов и, конечно же, вокала.

Производители гитарных и басовых педалей выпускают свои изделия уже давно, и среди них есть много довольно интересных экземпляров. В историческом плане стоит упомянуть MXR Dyna Comp, которая продается с 1970-х годов и считается эталонной педалью компрессии, обладающей собственным уникальным звуковым «ароматом». Dyna Comp стала абсолютным фаворитом кантри-сцены Нэшвилла за ее способность сгущать иногда тонкие тона гитар с синглами. Ее использовали такие знаменитости, как Дэйв Гилмур, Эдж и Эдриан Белью.

-2

Dyna Comp также породила целый ряд подражателей и «улучшайзеров» - одним из брендов, который любители компрессии почти возвели в культ, является Ross. Инженеры бренда, как гласит легенда, усовершенствовал чертеж MXR, добавив стабилизирующие конденсаторы для более эффективного контроля компрессии. Устройства Ross также невероятно надежны.

Целесообразность компрессии

Использование компрессии (как и многих других педалей эффектов) вызывает жаркие споры: некоторые утверждают, что она удаляет уникальный характер из их хорошо отстроенного звука, приглушает тон, а иногда (в зависимости от качества используемой педали) добавляет нежелательное шипение, повышая уровень шума.

Однако, использование компрессора в экстремальных ситуациях может сгладить и ослабить экспрессию некоторых инструментов, в живом контексте при правильном использовании он может улучшить ваш звук, выравнивая нестабильную динамику.