Появление крупных броненосных кораблей в 80-е годы XIX века достаточно остро поставило вопрос о разработке тактических способов применения новых боевых единиц. Флоты мировых держав старались, не дожидаясь «критических» событий, то есть военных действий, заранее подготовить свои боевые эскадры к бою. Так, в России на Балтике ежегодно формировалась Практическая эскадра, в которую входили различные боевые корабли для отработки тактических эволюций, маневров, стрельб и учений. Британский флот ежегодно проводил учения, привлекая для этих целей корабли флота Метрополии, Средиземноморский флот и другие соединения. Итальянский флот старался также не отставать, тем более что урок Лиссы был достаточно наглядным.
После окончания войны с Австрией в Италии приступили к восстановлению флота, сделав упор на постройке небольшого количества крупных и мощных броненосцев, которые должны были иметь индивидуальное превосходство над каждым кораблем противника. В итоге итальянский флот пополнили броненосцы типа «Дуилио», «Италия» и др.
По словам О.Паркса, «…решение Италии о постройке самых мощных боевых кораблей из доселе задуманных можно рассматривать как пример самоуверенности, пример настолько замечательный, насколько отважным он являлся вообще на фоне плачевного финансового положения страны и весьма скромной до сих пор подготовки личного состава ее флота». Достаточно категоричное заявление.
Однако необходимо признать, что итальянцы понимали, что мало построить боевые корабли, необходимо уметь их применять, для чего готовили экипажи и старались проводить учения, причем включали в эскадры корабли разных классов. Одно из таких учений было проведено осенью 1885 года в Средиземном море. Предлагаем рассмотреть его ход и отрабатываемые вопросы.
Маневры итальянского флота в тот год были разделены на две совершенно отдельные операции.
Общий замысел учений (легенда), 1 фаза
Легендой или оперативным фоном первой части маневров послужило предположение, что итальянская эскадра (Восточная) была разбита превышающим силой неприятельским флотом и после сражения укрылась за островом Маддалена для починок и пополнения запасов.
В этих условиях Восточная эскадра должна принять все меры против внезапного нападения и в особенности против атаки миноносок и в то же время быть готовой при первой возможности выйти незамеченной в море. В состав этой эскадры были включены броненосец «Принципе Амадео» под флагом адмирала Сивита, «Кастелфидардо», крейсер «Америго Веспуччи», авизо «Ведетто», а также три миноноски 1-го класса.
Подготовительные работы Восточной эскадры заняли около 7 дней. В это время на важных местах были поставлены мачты и семафоры для извещения адмиральского корабля, стоящего на якоре на внутреннем рейде, о приближении неприятельской Западной эскадры. В хорошо закрытых местах шхер расположены небольшие орудия для защиты проходов от прорыва миноносок и защиты минного заграждения. Устроены станции для мин Уайтхеда, для обсервационных (сигнальных) мин и т.п.
В это время Западная эскадра под флагом адмирала Мартини, состоявшая из броненосцев «Дуилио», «Дандоло», «Рома», «Аффондаторе», крейсера «Джованни Бузан», авизо «Марк-Антонио Колонна», небольшого парохода-танкера (в источнике – «пароход-цистерна») «Верде» и пяти миноносок, готовилась к маневрам в Валари, откуда вышла 15 октября и с этого момента военные действия считались открытыми.
Правила проведения учений
Здесь необходимо пояснить некоторые правила существующие в итальянском флоте, которыми руководствовались во время маневров.
Во-первых, на каждом корабле был судья, решения которого считались безапеляционными. Таким образом, при сближении кораблей только с соглашения судьи решался вопрос о возможности использования мины Уайтхеда (торпеды) или тарана, в таком случае поднимался сигнал (позывные с шаром) и обозначенный сигналом корабль должно было выйти из строя. Отметки свои судья делал совершенно самостоятельно и так чтобы командир о них ничего не знал.
Артиллерийский бой решался числом выстрелов, которые оценивались по заранее составленной таблице. Было предположено, что для уничтожения или, по крайней мере, выбытия из строя конкретного корабля необходимо определенное (известное) число выстрелов из орудий разного калибра. Так из 45-см стотонного орудия для уничтожения броненосцев «Рома» и «Принципе Амадео» было достаточно 5 выстрелов, «Мария Пра» - 4, авизо «Рапидо» - 2 и т.д. Это число выстрелов, разделенное на степень вероятия попадания, принятую при стрельбе на якоре и на ходу, заносилось в таблицу, кроме того еще одним элементом считалось расстояние. Если сумма произведенных табличных коэффициентов на число, сделанных во время боя, выстрелов дает единицу, то судно, в которое были направлены эти выстрелы, считается выведенным из строя.
Для справки: Броненосец "Принципе Амадео" принадлежал к казематным броненосцам типа "Палестро". Водоизмещение 6318 т, скорость 12,9 узла. Вооружение: 1-280-мм орудие и 8-254-мм орудий. Бронирование: пояс 220 мм, батарея - 140 мм.
Особо следует отметить - дальше 4000 метров артиллерийский бой считается недействительным. Расстояния определялись дальномером адмирала Финкати.
Миноноски при атаке считались уничтоженными, если были обнаружены («открыты») на расстоянии 700, 900, 2400 м и оставались в полосе света электрических фонарей 32 сек, 50 сек, 160 сек. Мины Уайтхеда могли быть выпущены («брошены») только днем, чтобы было легко их поднять, и по направлении к атакуемому судну, но не ближе 40 метров впереди или позади штевней. Ночью миноноски давали знать о моменте предполагаемого выпуска мины паровым свистком и корабль, извещенное таким сигналом, должно было выйти из строя. Для уничтожения «Дуилио» или «Дандоло» было необходимо два взрыва.
Заграждение заменено манильским тросом, расположенным на 1 метр под поверхностью воды. Судно, прошедшее над подобным кабельтовом, не заметив его, считалось погибшим. Если же судно выловит предварительно кабельтов, то минное заграждение признавалось уничтоженным, что должно было быть подтверждено судьей.
Места батарей, станций мин Уайтхеда и замыкателей обсервационных мин, а также батареи для защиты минного заграждения считались сильнее судовой артиллерии (что впоследствии и предполагается сделать, поставив на более важных местах этого маленького архипелага артиллерию самого большого калибра).
В тоже время все эти станции считались, захваченными если отряд противника в 150 человек смог бы подойти к ним на 500 метров не замеченными. Если бы отряд был обнаружен дальше сказанного расстояния то, оповещенный ружейным выстрелом, должен был отступить. Станции признавались также взятыми, если бы к ним приблизилось хотя бы несколько человек, но вовсе не замеченными.
Для предупреждения несчастных случаев, прорыв на рейд Маддалена было приказано произвести днем. Крейсерство больших судов было ограничено известными меридианами, обозначенными на прилагаемой карте. Этого распоряжения блокируемая эскадра не знала. Эскадренный бой должен был быть днем, так что корабли двух эскадр, обнаружив друг друга еще ночью, держались не изменяя относительного положения до утра, и только в 9 часов вступали в бой.
Вот такие правила устанавливались в то время, когда не было широкого использования радиоуправляемых кораблей-целей и компьютерных симуляторов. Но вернемся к маневрам.
Первая фаза маневров
Западная эскадра направилась к северу, имея с запада и востока по кораблю-разведчику, при этом все миноноски под парами шли на буксире у броненосцев (кстати, часто используемая тактика использования минных судов в то время).
17 октября 1885 года перед рассветом, пройдя остров Таволара, эскадра легла на запад почти параллельно к о. Сардинии, взяв курс на пролив Бискла. Разведчики «Дж.Бузан» и «Марк-Антонио Колонна» вышли вперед, но сохраняли расстояние в видимости сигналов эскадры. Миноноски отдали буксир и шли позади строя. В то же время была послана партия в залив Маринелла для того, чтобы прервать телеграфное сообщение Сардинии с континентом, что и было примерно исполнено без всякого затруднения. То есть вот так просто, в рамках учений, «оборвали» телеграфную связь на линии «Сардиния – материк».
Вскоре с крейсера «Дж. Бузан» были замечены миноноски Восточной эскадры, затем те же миноноски были обнаружены (или как тогда говорили – «открыты») и с авизо «Марк-Антонио Колонна» на расстоянии одной мили.
Миноноски старались выйти из полосы света в них направленной и, не считая возможным удачную атаку, скрылись за острова, чтобы донести о приближении западной эскадры, о которой флагманское судно было извещено и с береговых телеграфов.
Западной эскадре было необходимо занять на берегу Сардинии пункт, где было бы удобно организовать экспедицию для уничтожения минного заграждения. После тщательного осмотра берегов от мыса Фигари до острова Липани большим судам было приказано стать на якорь в Гала Вольпе. С наступлением ночи, шлюпки, разделенные на два отряда и снабженные всем необходимым для уничтожения минного заграждения, пошли на буксире авизо «Марк-Антонио Колонна» к мысу Ферро. Миноноски заняли все выходы между островами, а крупные корабли крейсировали против пролива Бонифацио, - с запада «Дуилио» и «Аффондаторе», a с востока «Дандоло»» и «Дж. Бузан». Броненосец «Рома», под прикрытием которого формировалась экспедиция, был оставлен у Гала Вольпе.
Итак, в ночь на 18 октября, два отряда шлюпок Западной эскадры были отправлены для уничтожения минных заграждений.
Перед рассветом вернулся только один отряд. Другой отряд, попал в руки Восточной эскадры, но донесение его командира отряда и информация от экипажа рыбацкой шлюпки, захваченной при самом выходе из блокируемого залива, облегчили задачу авизо «М-А.Колонна». Авизо убедился, что проход «Биция» и восточные берега о-ва Капрега свободны от заграждений и 19 октября на рассвете «Рома», «Аффондаторе» и «Дж.Бузан» без всякого опасения могли занять залив Люциа ди Вакка. «Дандоло» сопровождал эти суда, чтобы отразить атаку кораблей Восточной эскадры, если бы они захотели помешать этому движению.
Занятая позиция была очень близка к минным заграждениям, что облегчало посылку отрядов для их уничтожения. В то же время стоянка имела недостаток - здесь корабли не могли быть достаточно защищены от атаки миноносками, тем более, что орудия, поставленные Восточной эскадрой на берегу по условию не могли быть сбиты судовой артиллерией и, защищая свои заграждения, могли воспрепятствовать всякой попытке сделать контрзаграждения. Было высказано мнение, что при более значительном числе миноносок корабли Западной эскадры были бы неминуемо уничтожены во время этой стоянки, не смотря на самый бдительный надзор и постоянное действие электрических фонарей.
Вскоре погода ухудшилась и в ночь на 20-е дул очень свежий WSW с сильными шквалами, с дождем. Эта ночь была выбрана для уничтожения минных заграждений и все шлюпки, а также миноноски 2-го класса, строем фронта, с большими интервалами после полночи пошли к месту назначения, но не доходя одного километра должны были вернуться вследствие чрезвычайно сильного ветра и волнения, которое заливало шлюпки и в особенности миноноски 2-го класса. Было сочтено невозможным продолжать дальнейшее наступление вследствие неблагоприятных обстоятельств погоды, а не от действия береговых батарей, открывших по шлюпкам стрельбу.
В следующую ночь были сделаны еще три попытки, но, всегда во время сторожевые посты Восточной эскадры обнаруживали шлюпки Западной эскадры, и они признавались судьями, выведенными из строя.
Следовало принимать какое то решение, и вскоре оно было принято...
Подписывайтесь, ставьте лайки, продолжение не заставит себя ждать. Кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много интересного: