Найти тему
Navygaming Channel

Как должен воевать броненосный флот? - Итальянский вариант XIX века (часть 1)

Появление крупных броненосных кораблей в 80-е годы XIX века достаточно остро поставило вопрос о разработке тактических способов применения новых боевых единиц. Флоты мировых держав старались, не дожидаясь «критических» событий, то есть военных действий, заранее подготовить свои боевые эскадры к бою. Так, в России на Балтике ежегодно формировалась Практическая эскадра, в которую входили различные боевые корабли для отработки тактических эволюций, маневров, стрельб и учений. Британский флот ежегодно проводил учения, привлекая для этих целей корабли флота Метрополии, Средиземноморский флот и другие соединения. Итальянский флот старался также не отставать, тем более что урок Лиссы был достаточно наглядным.

Гибель итальянского батарейного броненосца "Ре Д`Италия" в сражении при Лиссе
Гибель итальянского батарейного броненосца "Ре Д`Италия" в сражении при Лиссе

После окончания войны с Австрией в Италии приступили к восстановлению флота, сделав упор на постройке небольшого количества крупных и мощных броненосцев, которые должны были иметь индивидуальное превосходство над каждым кораблем противника. В итоге итальянский флот пополнили броненосцы типа «Дуилио», «Италия» и др.

По словам О.Паркса, «…решение Италии о постройке самых мощных боевых кораблей из доселе задуманных можно рассматривать как пример самоуверенности, пример настолько замечательный, насколько отважным он являлся вообще на фоне плачевного финансового положения страны и весьма скромной до сих пор подготовки личного состава ее флота». Достаточно категоричное заявление.

Однако необходимо признать, что итальянцы понимали, что мало построить боевые корабли, необходимо уметь их применять, для чего готовили экипажи и старались проводить учения, причем включали в эскадры корабли разных классов. Одно из таких учений было проведено осенью 1885 года в Средиземном море. Предлагаем рассмотреть его ход и отрабатываемые вопросы.

Маневры итальянского флота в тот год были раз­делены на две совершенно отдельные операции.

Общий замысел учений (легенда), 1 фаза

Легендой или оперативным фоном первой части маневров послужило пред­положение, что итальянская эскадра (Восточная) была раз­бита превышающим силой неприятельским флотом и после сражения укрылась за островом Маддалена для починок и по­полнения запасов.

Район проведения первой фазы маневров
Район проведения первой фазы маневров

В этих условиях Восточная эскадра долж­на принять все меры против внезапного нападения и в особенности против атаки миноносок и в то же вре­мя быть готовой при первой возможности выйти не­замеченной в море. В состав этой эскадры были включены броненосец «Принципе Амадео» под флагом адмирала Сивита, «Кастелфидардо», крейсер «Америго Веспуччи», авизо «Ведетто», а так­же три миноноски 1-го класса.

Казематный броненосец "Принципе Амадео" - флагман Восточной эскадры
Казематный броненосец "Принципе Амадео" - флагман Восточной эскадры

Подготовительные работы Восточ­ной эскадры заняли около 7 дней. В это время на важных местах были поставлены мачты и семафоры для извещения адми­ральского корабля, стоящего на якоре на внутреннем рейде, о приближении неприятельской Западной эскадры. В хорошо закрытых местах шхер распо­ложены небольшие орудия для защиты проходов от прорыва миноносок и защиты минного заграждения. Устроены станции для мин Уайтхеда, для обсерва­ционных (сигнальных) мин и т.п.

Броненосец "Э.Дандоло" - один из кораблей Западной эскадры
Броненосец "Э.Дандоло" - один из кораблей Западной эскадры

В это время Западная эскадра под флагом ад­мирала Мартини, состоявшая из броненосцев «Дуилио», «Дандоло», «Рома», «Аффондаторе», крейсера «Джованни Бузан», авизо «Марк-Антонио Колонна», не­большого парохода-танкера (в источнике – «пароход-цистерна») «Верде» и пяти миноносок, готовилась к маневрам в Валари, откуда выш­ла 15 октября и с этого момента военные действия считались открытыми.

Правила проведения учений

Здесь необходимо пояснить некоторые пра­вила существующие в итальянском флоте, которы­ми руководствовались во время маневров.

Во-первых, на каж­дом корабле был судья, решения которого считались безапеляционными. Таким образом, при сближении кораблей только с соглашения судьи решался вопрос о возможности использования мины Уайтхеда (торпеды) или та­рана, в таком случае поднимался сигнал (позывные с шаром) и обозначенный сигналом корабль дол­жно было выйти из строя. Отметки свои судья де­лал совершенно самостоятельно и так чтобы коман­дир о них ничего не знал.

Итальянский броненосец "Аффондаторе"
Итальянский броненосец "Аффондаторе"

Артиллерийский бой решался числом выст­релов, которые оценивались по заранее составлен­ной таблице. Было предположено, что для уничто­жения или, по крайней мере, выбытия из строя конкретного корабля необходимо определенное (известное) число выст­релов из орудий разного калибра. Так из 45-см сто­тонного орудия для уничтожения броненосцев «Рома» и «Принципе Амадео» было достаточно 5 выстре­лов, «Мария Пра» - 4, авизо «Рапидо» - 2 и т.д. Это чис­ло выстрелов, разделенное на степень вероятия по­падания, принятую при стрельбе на якоре и на ходу, заносилось в таблицу, кроме того еще одним элемен­том считалось расстояние. Если сумма произведен­ных табличных коэффициентов на число, сделанных во время боя, выстрелов дает единицу, то судно, в которое были направлены эти выстрелы, считает­ся выведенным из строя.

Орудия броненосца "Кайо Дуилио"
Орудия броненосца "Кайо Дуилио"
Для справки: Броненосец "Принципе Амадео" принадлежал к казематным броненосцам типа "Палестро". Водоизмещение 6318 т, скорость 12,9 узла. Вооружение: 1-280-мм орудие и 8-254-мм орудий. Бронирование: пояс 220 мм, батарея - 140 мм.

Особо следует отметить - дальше 4000 метров артиллерийский бой считается недействительным. Расстояния определялись дальномером адмирала Финкати.

Миноноски при атаке считались уничтоженными, если были обнаружены («открыты») на расстоянии 700, 900, 2400 м и оставались в полосе света электрических фонарей 32 сек, 50 сек, 160 сек. Мины Уайтхеда могли быть выпущены («брошены») только днем, чтобы было легко их поднять, и по направлении к атакуемому судну, но не ближе 40 метров впереди или позади штевней. Ночью миноноски давали знать о моменте предполагаемого выпуска мины паровым свистком и корабль, извещенное таким сигналом, дол­жно было выйти из строя. Для уничтожения «Дуилио» или «Дандоло» было необходимо два взрыва.

Итальянская  миноноска «Альдебаран», (1882 г., серия 10 единиц).  Водоизмещение 39 тонн, размеры 30,5 х 3,5 х 1,6 метров, ПМ 430 л.с,  скорость 21 узел, вооружение 2 ТА 355 мм, 1 пушка 25 мм, экипаж 10  человек. Возможно такие миноноски участвовали в учениях
Итальянская миноноска «Альдебаран», (1882 г., серия 10 единиц). Водоизмещение 39 тонн, размеры 30,5 х 3,5 х 1,6 метров, ПМ 430 л.с, скорость 21 узел, вооружение 2 ТА 355 мм, 1 пушка 25 мм, экипаж 10 человек. Возможно такие миноноски участвовали в учениях

Заграждение заменено манильским тросом, расположенным на 1 метр под поверхностью воды. Судно, прошедшее над подобным кабельтовом, не заметив его, считалось погибшим. Если же судно выловит предварительно кабельтов, то минное заг­раждение признавалось уничтоженным, что должно было быть подтверждено судьей.

Места батарей, станций мин Уайтхеда и замы­кателей обсервационных мин, а также батареи для защиты минного заграждения считались сильнее судовой артиллерии (что впоследствии и предпола­гается сделать, поставив на более важных местах этого маленького архипелага артиллерию самого большого калибра).

В тоже время все эти станции считались, захваченными если отряд противника в 150 человек смог бы подойти к ним на 500 метров не замеченными. Если бы отряд был обнаружен дальше сказанного расстояния то, оповещенный ружейным выстрелом, должен был отступить. Станции при­знавались также взятыми, если бы к ним приблизилось хотя бы несколько человек, но вовсе не замеченными.

Схема бронирования и размещения вооружения броненосцев типа "Палестро"/"Принципе Амадео"
Схема бронирования и размещения вооружения броненосцев типа "Палестро"/"Принципе Амадео"

Для предупреждения не­счастных случаев, прорыв на рейд Маддалена было приказано произвести днем. Крейсерство больших судов было ограничено известными меридианами, обозначенными на прилагаемой карте. Этого распоряжения блокируемая эскадра не знала. Эскадрен­ный бой должен был быть днем, так что корабли двух эс­кадр, обнаружив друг друга еще ночью, держались не из­меняя относительного положе­ния до утра, и только в 9 часов всту­пали в бой.

Вот такие правила устанавливались в то время, когда не было широкого использования радиоуправляемых кораблей-целей и компьютерных симуляторов. Но вернемся к маневрам.

Первая фаза маневров

Западная эскадра направилась к северу, имея с за­пада и востока по кораблю-разведчику, при этом все ми­ноноски под парами шли на буксире у броненосцев (кстати, часто используемая тактика использования минных судов в то время).

Бронепалубный крейсер "Дж.Бузан"
Бронепалубный крейсер "Дж.Бузан"

17 октября 1885 года перед рассветом, пройдя остров Таволара, эскадра легла на запад почти параллельно к о. Сардинии, взяв курс на пролив Бискла. Разведчики «Дж.Бузан» и «Марк-Антонио Колонна» вышли вперед, но сохраняли расстояние в видимос­ти сигналов эскадры. Миноноски отдали буксир и шли позади строя. В то же время была послана партия в залив Маринелла для того, чтобы прервать телеграфное со­общение Сардинии с континентом, что и было при­мерно исполнено без всякого затруднения. То есть вот так просто, в рамках учений, «оборвали» телеграфную связь на линии «Сардиния – материк».

Движение Западной эскадры к острову Маддалена
Движение Западной эскадры к острову Маддалена

Вскоре с крейсера «Дж. Бузан» были замече­ны миноноски Восточной эскадры, затем те же ми­ноноски были обнаружены (или как тогда говорили – «открыты») и с авизо «Марк-Антонио Колонна» на расстоянии одной мили.

Миноноски ста­рались выйти из полосы света в них направленной и, не считая возможным удачную атаку, скрылись за острова, чтобы донести о приближении западной эскадры, о которой флагманское судно было извещено и с береговых телеграфов.

Броненосец "Аффонтадоре"
Броненосец "Аффонтадоре"

Западной эскадре было необходимо занять на берегу Сардинии пункт, где было бы удобно организо­вать экспедицию для уничтожения минного загражде­ния. После тщательного осмотра берегов от мыса Фигари до острова Липани большим судам было приказано стать на якорь в Гала Вольпе. С наступлением ночи, шлюпки, разделенные на два отряда и снабженные всем необходимым для уничтожения минного заграж­дения, пошли на буксире авизо «Марк-Антонио Колонна» к мысу Ферро. Миноноски заняли все выходы между островами, а крупные корабли крейсировали против про­лива Бонифацио, - с запада «Дуилио» и «Аффондаторе», a с востока «Дандоло»» и «Дж. Бузан». Броненосец «Рома», под прикрытием которого формировалась эк­спедиция, был оставлен у Гала Вольпе.

Броненосец "Дандоло"
Броненосец "Дандоло"

Итак, в ночь на 18 октября, два отря­да шлюпок Западной эскадры были отправлены для уничто­жения минных заграждений.

Перед рассветом вер­нулся только один отряд. Дру­гой отряд, попал в руки Восточной эскадры, но донесение его коман­дира отряда и информация от экипажа рыбацкой шлюпки, захваченной при самом выходе из блокируемого залива, облегчили зада­чу авизо «М-А.Колонна». Авизо убедился, что проход «Биция» и восточные берега о-ва Капрега свободны от заграж­дений и 19 октября на рассвете «Рома», «Аффондаторе» и «Дж.Бузан» без всякого опасения могли занять за­лив Люциа ди Вакка. «Дандоло» сопровождал эти суда, чтобы отразить атаку кораблей Восточной эскадры, если бы они захотели помешать этому движению.

Вид на архипелаг Маддалена с форта Арбутиччи на острове Капрера
Вид на архипелаг Маддалена с форта Арбутиччи на острове Капрера

Занятая позиция была очень близка к минным заграждениям, что облегчало посылку отрядов для их уничтожения. В то же время стоянка имела недостаток - здесь корабли не могли быть достаточно защищены от атаки миноносками, тем более, что орудия, поставленные Восточной эскадрой на берегу по условию не могли быть сбиты судовой артиллерией и, защищая свои загражде­ния, могли воспрепятствовать всякой попытке сде­лать контрзаграждения. Было высказано мнение, что при более зна­чительном числе миноносок корабли Западной эскад­ры были бы неминуемо уничтожены во время этой стоянки, не смотря на самый бдительный надзор и постоянное действие электрических фонарей.

-14

Вскоре погода ухудшилась и в ночь на 20-е дул очень свежий WSW с сильными шквалами, с дож­дем. Эта ночь была выбрана для уничтожения мин­ных заграждений и все шлюпки, а также миноноски 2-го класса, строем фронта, с большими интервалами после полночи пошли к месту назначения, но не доходя одного километра должны были вернуться вследствие чрезвычайно сильного ветра и волне­ния, которое заливало шлюпки и в особенности ми­ноноски 2-го класса. Было сочтено невозможным продолжать дальнейшее наступление вследствие неблагоприятных обстоятельств погоды, а не от действия береговых батарей, открыв­ших по шлюпкам стрельбу.

В следующую ночь были сделаны еще три по­пытки, но, всегда во время стороже­вые посты Восточной эскадры обнаруживали шлюпки Запад­ной эскадры, и они признавались судьями, выведенными из строя.

Следовало принимать какое то решение, и вскоре оно было принято...

Подписывайтесь, ставьте лайки, продолжение не заставит себя ждать. Кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много интересного: