Официальная статистика продаж говорит о том, что шансы есть, но лично я почему-то в этом сильно сомневаюсь, по крайней мере пока. На бумаге все выглядит очень даже прилично: за незавершенный календарный 2021 год все китайские автопроизводители в общей сложности продали на нашем рынке девяносто с небольшим тысяч автомобилей. Для сравнения, Киа – лидер нашего рынка – продала 175 тысяч, а Тойота чуть меньше 80 тысяч.
Понятно, что цифры по Киа и Тойоте мы рассматриваем в отдельности, а в случае с "китайцами" свалили все существующие бренды в кучу, но тем не менее сумма-то набегает приличная. Значит, люди осознанно начинают покупать китайские автомобили, причем не в объеме трех штук в год, как это было раньше, а уже во вполне приличных количествах. Значит ли это, что в ближайшем будущем "китайцы" вытеснят сначала "корейцев", а потом и АвтоВАЗ из бюджетного сегмента, и через два-три года мы все будем ездить на Джили Кулреях?
Если честно, я в этом сильно сомневаюсь, хотя сбрасывать со счетов такой вариант не стоит. Китайцам предстоит пройти проверку временем, и началась эта проверка именно в 2021 году. Объясню, почему...
Сегодня китайские автомобили покупают только по одной причине — более привлекательной цене по сравнению с конкурентами. Согласитесь, что при прочих равных мы бы купили немецкий, японский, корейский или даже французский автомобиль, но выбор в пользу автопрома Поднебесной делается именно из-за стоимости на их автомобили. Цены на машины улетели в космос с началом 2021 года, и тут как тут пришли китайцы, как бы говоря нам:
"Посмотрите, что у нас есть! Все то же самое, что в ваших Кретах-Спортеджах-Тигуанах, только стоит на четверть дешевле. Как вам такое предложение?"
Автомобилисты нашей страны посмотрели на все это, посчитали шекели в карманах и решили пойти по салонам китайских авто – просто посмотреть, чем там таким интересным торгуют. И оказалось, что ничего ужасного в салонах не показывают. Стоят точно такие же, как и в любом другом автосалоне, блестящие красивые машинки. Кроссоверов полно – выбирай, какой душе угодно! Есть поменьше: ценой как Дастер, зато с кучей новомодных опций, а выглядит уж в пять раз красивее. Есть вообще чуть ли не премиальные агрегаты типа Тугеллы, которые даже по цене впору сравнивать если не с авто большой немецкой тройки, то хотя бы с японскими агрегатами.
При этом продается все это великолепие почти как в старые добрые времена: с разумным количеством допов, а иногда даже кое-какие скидки предлагают. Где это видано, чтобы в 2021 году автопроизводители скидки на машины предлагали? Все только и умеют, что ценники переписывать раз в месяц, а у "китайцев" с этим опять-таки все очень умеренно — сильно не лютуют. Подумал наш потребитель да и решил прикупить себе вместо базовой Креты по максимум навороченный Тигго 4 или Хэвл Джолион. Извините, но произносить Haval как "Хавэйл" не позволяют банальные правила чтения...
Китайцы отхватили кусок пирога, потребители проголосовали за них рублем, но что будет дальше? А дальше начинается время, когда китайским автомобилям предстоит доказать свою состоятельность, что называется, в полевых условиях. Если быть точным, это время уже началось. Все эти Тугеллы, Джолионы и Тигго уже ездят по дорогам и начинают зарабатывать себе какую-то репутацию. Какую именно? Пока сказать сложно, потому что все эти машины еще очень новые, а судить о жизнеспособности моделей можно начинать хотя бы через три года после их появления на рынке.
Будут они разваливать и гнить аки кабачки под батареей — тогда все вернутся к Солярисам и Вестам. Если все наоборот будет хорошо, то еще больше людей посмотрит в сторону китайского автопрома и, вероятно, в качестве следующего авто купит не корейский кроссовер в кредит, а китайский за наличный расчет. Как проявят себя "китайцы" во время этого трехлетнего пробного периода? Зависит от того, насколько хорошо поработали инженеры компаний. Маркетологи свою работу сделали на отлично. Теперь осталось, чтобы техника не подкачала...
Как думаете, если ли у "китайцев" шанс стать новыми народными автомобилями в России через три года? Или все-таки АвтоВАЗ и Киа никто подвинуть не сможет?