Знаете каков был главный аргумент армянской стороны против открытия коммуникаций на Южном Кавказе? — Они мешают продвижению проекта Юг-Север, призванного соединить Иран с черноморским побережьем через Армению.
Это конечно не высказывалось официально, но внутри страны и в ее СМИ было важнейшим идеологическим фетишом.
Я несколько раз в своих статьях обращался к этой бредовой идее, которая не только требует огромных финансовых вложений, но и рискованна из-за политической нестабильности в Армении.
Тем не менее, что-там крутилось-вертелось, периодически обсуждалось. ЕАБР (не путать ЕБРР) даже сделал недавно доклад по этому поводу.
Еще в марте 2021 г. посол Индии в Иране сообщил, что подключение Армении к проекту "Север – Юг" может быть реализовано через иранский порт Чабахар. Запуск транспортного коридора через Армению имеет стратегическое значение для Ирана и Индии. Согласно докладу, на текущий момент основной товарооборот Ирана с Россией осуществляется через Азербайджан, а поставки иранских товаров в Европу осуществляются через территорию Турции. С помощью Армении же Иран сможет диверсифицировать маршруты поставки грузов как в Россию, так и в Европу. (с) Спутник Армении
И вот сегодня произошла "трагедия". Иран, которому видно тоже надоели виляния Армении между Россией и США
решил поставить точку на надеждах Еревана.
Практически тоже самое, только не нужно многомиллиардных вложений, не надо прорубать тоннелей в горах и переживать, что страна по которой проходит маршрут завтра может примкнуть к стану главного врага.
В Иране, Азербайджане и Грузии инфраструктура давно готова, чтобы запустить транзит.
В течение следующих месяцев будут отправлены грузы из Ирана в Азербайджан через границу в Астаре, а также в Болгарию и другие страны Восточной Европы через грузинские порты на Черном море.
АКУ, 8 дек — Sputnik. Достигнуто трехстороннее соглашение между Ираном, Азербайджаном и Грузией о запуске транзитного маршрута, соединяющего Персидский залив с Черным морем. Об этом заявил генеральный директор Управления международного транзита и перевозок Ирана (RMTP) Джавад Хедаяти, сообщает ISNA.
Пока кто-то пел песни о своем величие, попутно растаскивая свою экономику, другие строились.
В частности, был построен БТК, транспортный коридор Баку — Тбилиси — Карс, который органично вошел в железнодорожную систему Южного Кавказа.
По нему-то и можно спокойненько добраться, хоть до побережья Черного моря.
При этом важно, что инициатива исходила из Ирана:
По словам Хедаяти в соответствии с соглашением, которое было заключено с транспортными властями двух стран, было принято решение проверить прохождение этого маршрута. Так, в течение следующих месяцев будут отправлены грузы из Ирана в Азербайджан через границу в Астаре, а также в Болгарию или другие страны Восточной Европы через грузинские порты на Черном море.
Очередной провал "древнейших" ...