На просторах Северной Евразии установлены тысячи различных скульптур, истуканов и каменных голов, но только единицы из них могут похвастаться некой необъяснимой привлекательностью. Мы не знаем подчас имён их создателей, иногда их не назвать шедеврами, но запоминаются они на всю жизнь.
Изредка я натыкаюсь на подобное, и мне хотелось бы поделиться несколькими примерами.
На окраине сахалинского Невельска расположена композиция, посвящённая погибшим морякам рыболовецкого флота. Глядя на неё в воображении возникает шторм с ледяными волнами, шквальный ветер и обессилевшие от борьбы со стихией люди. Один из них в надежде на чудо всё ещё держит над головой зажжённый фаер - сигнал бедствия. Памятник одним своим видов трогает до слёз, а если узнать его историю то не каждому удастся сдержать чувства.
Зимой 1965 года разбушевавшийся в Беринговом море циклон накрыл российскую рыболовецкую флотилию, на связь перестали выходить несколько судов: «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань». Три из них были "родом" из невельского порта. Домой, погребённые ледяной пучиной, не вернулось более 100 человек.
По официальным данным крушение произошло из-за оверкиля – опрокидывания судна вверх днищем из-за обледенения.
"Руки не могут уже держать кувалды, ломы, кирки – всё, чем можно сбивать с мачты, с лееров, с надстроек растущий на глазах лед. Сил для сопротивления стихии у экипажей нет, и они отдаются на откуп беспощадной непогоде, безразличным ледяным волнам студеного моря." - так представляет момент гибели судов сахалинский писатель В. Ушаков.
Ему вторит Иван Бирюк, бывший в той флотилии 3-им помощником капитана СРТ «Повенец»: "Мы работали без перерыва 36 часов, лёд нарастал на глазах (2 сантиметра в минуту). Управление нашим судном обеспечивали четыре человека, остальные двадцать два члена экипажа окалывали лед. У многих были сильно обморожены руки, лица, но люди с палубы не уходили…"
Чудо всё таки произошло, одному человеку удалось спастись. Через короткое время после гибели «Бокситогорска» рядом с ним оказалось одно из более подготовленных судов, которому несмотря на риск удалось снять с льдины выжившего. Более двух недель оставшиеся суда той экспедиции искали сахалинцев, прекратив промысел, но тщетно.
Кажется скульптору, имя которого неизвестно, удалось отразить всю суть трагедии. Эта история достойна не только монумента, но и экранизации, хотя кто сейчас такое смотрит...
На восточной окраине Карелии, рядом со старинным русским селом Сумский Посад есть братская могила воинов, павших в боях с финскими оккупантами. Здесь обрели покой 147 человек.
Над могилой и днём и ночью стоит серый скорбящий человек. Скорее всего, это сослуживец пришедший отдать последний долг своим боевым товарищам.
Памятников тех лет действительно слишком много, но почему-то только некоторые врезаются в сознание. Здесь как раз такой случай. Монумент получился очень проникновенным, а его расположение в беломорском лесу, куда ведёт заросшая тропа, только добавляет доброй печали и усиливает эффект образа, придуманного безымянным скульптором.
Никакой бравады, никакой радости от победы, только скорбь и мужская скупая слеза. Настоящая память о войне.
К сожалению, не вечная...
И ещё одна трогательная скульптура в память о тех событиях. Мать встречает вернувшегося с войны сына (?)
Архангельская область, Приморский район, деревня Пустошь на острове Островский:
Интересный памятник есть в Челябинске. Курчатову - «отцу» советской атомной бомбы.
Здесь физик похож на колдуна, который одним лишь взглядом расщепляет атом. Вернее даже глядеть ему не нужно - хватит силы мысли, обращ1нной к потусторонним силам... А ещё памятник светится в темноте. Очень талантливо получилось. Славная работа.
Колдун как он есть.
Память шахтёрам Кузбасса - сильный монумент в городе Кемерово, шахтёрской "столице" России, посвящённый погибшим горнякам.
Эрнст Неизвестный создал его по просьбе губернатора Кемеровской области А. Тулеева. Вдохновением к созданию памятника стала известная фраза "в каждой лампочке, которая горит, есть капля крови шахтёра."
Композиция обладает не только большой художественной ценностью - это памятник-символ, напоминание о цене, которую продолжают регулярно платить за "чёрное золото". Бедолаги в недрах земли отдают жизнь и здоровье за невесть что, оценивая всё несколькими стремительно обесценивающимися фантиками.
Пылающее сердце - это одновременно печь, где горит красное пламя, которое олицетворяет пролитую шахтёрами кровь. События последних дней только подтверждают вложенную сюда мысль...
В этом году в Тынде мной был обнаружен памятник "Магистраль".
Памятник установлен всего несколько лет назад и посвящён всем строителям легендарной Байкало-Амурской магистрали. На постаменте стоит женщина, которая держит в одной руке герб СССР, а в другой две ленты, переходящие в рельсы. Скульптура демонстрирует трудовую дружбу народов, ведь магистраль возводили коллективы из всех частей бывшего СССР. Две ленты символизирует БАМ и АЯМ (Амуро-Якутскую магистраль), которые пересекаются как раз в Тынде.
Получилось самобытно и необычно, правда место установки оставляет желать лучшего.
Образ отлично дополняют высеченные на постаменте строки из талантливой поэмы главного инженера БАМа Л. Махитарова:
Спешат составы с лесом и углем
По возведённой нами магистрали,
Мы столько лет об этом дне мечтали,
И этим днем гордимся и живем.
Живи и здравствуй вечно, магистраль!
Живи и здравствуй, бамовцев плеяда!
И сохрани в душе своей печаль
О тех, кто не дожил до этой даты,
Кого лишила радости судьба
Пройти весь путь сквозь лихорадку буден,
Пускай им "вечным памятником" будет
Живущий и работающий БАМ.
Проект БАМ, конечно, провальный и убыточный, но сложно не признать заслуги строителей и грандиозность намерений бенефициаров. Пусть будет.
Как-то так должно выглядеть искусство. Пока вспоминаются только эти шесть, продолжение предполагается. Делитесь в комментариях другими подобными скульптурами. Спасибо.
Смотрите также: