Арбитражный суд Парижа с 2018 г. рассматривает дело в отношении Google Store. Возникло оно в результате противостояния министра экономики Франции м Дональда Трампа и тянется до сих пор. Очередная дата вынесения была назначена на 29 ноября 2021 г. Основной вопрос: использование интернет-магазинами для смартфонов, приложения которых предлагается скачивать пользователям, незаконной практике продаж.
Со времён подачи иска в 2018 году маркетинговые приёмы магазина приложения для смартфонов на платформе Android ничуть не изменились. Тем временем любой разработчик и любое предприятие, предлагающие услуги, проходят через подобную проверку. Как уверяют в Главном управлении по вопросам конкуренции, потребительского рынка и борьбы с уклонением от налогов (DGCCRF), практики приложений из Google Store представляют собой «существенное нарушение равновесия. А это запрещено Торговым кодексом». Первоначально иск, поданный в Арбитражный суд, касался как Google, так и Apple. Но компания Apple намеренно затянула дело. В результате его рассмотрят только через несколько недель.
DGCCRF проводило расследование с 2015 по 2017 гг. В нём ведомство приводит примеры, которые расцениваются как незаконные торговые практики: «Одностороннее установление вилки цен, в рамках которой разработчики должны устанавливать фиксированный тариф для потребителей за использование своих приложений. А также возможность для компаний Google и Apple изменять договор или приостанавливать в одностороннем порядке его действие. Вдобавок компании Google и Apple использовали, как хотели, информацию, передаваемую им разработчиками. В том числе и технологического характера. При этом те не получали никаких гарантий».
Ущерб разработчиков и уклонение от налогов
Помимо этого, разумеется, существует пресловутая «такса» в размере от 15 до 30 %. Её Google и Apple берут с каждой продажи, микротранзакции и подписки через приложения. Для обоих цифровых гигантов она представляет ежегодную ренту в размере десятков миллиардов евро. Так, в 2020 г. на приложения для iPhone и iPad было потрачено 555 млрд евро. И с этой кругленькой суммы компания Apple пунктуально сняла свои 30 %. В целом DGCCRF говорит о «существенном нарушении равновесия во взаимных обязательствах сторон. А это явно невыгодно разработчикам информационных ресурсов и приложений. Тем временем компании Apple и Google получают прибыли. В итоге ущерб причиняется не только разработчикам, но и вредит экономике в целом».
В придачу к вышесказанному, факты уклонения от уплаты налогов Google и Apple пришлись в 2018 г. как нельзя кстати для министра экономики Брюно ле Мэра. Как раз тогда он обменивался с Дональдом Трампом грозил новыми налоговыми мерами. Президент США говорил о французских предприятиях по производству стали и алюминия. А Брюно ле Мэр угрожал «Большой четвёрке» GAFA (Google, Amazon, Facebook, Apple). В условиях таких напряжённых отношений от имени министра экономики DGCCRF вызвала компании Google и Apple в суд, чтобы положить конец этим незаконным торговым практикам. Каждая из этих компаний по решению суда должна была заплатить штраф в размере 2 млн евро.
Единый фронт французского мира IT
Чтобы довести дело до Арбитражного суда, Брюно ле Мэр обратился к France Digitale – ассоциации, объединяющей около 2 000 французских стартапов и индивидуальных разработчиков в области высоких технологий. Спустя три года после подачи иска дело приняло новый масштаб. Суд вынес решение по завершении долгого процесса, в котором Apple противостояла гиганту видеоигр Epic Games (Fortnite). Также Epic и Spotify выступили инициаторами создания коалиции, выступающей за равноправие приложений.
В результате весной 2021 г. Apple et Google снизили свои комиссионные до 15 % с первого собранного миллиона. Этим аргументом воспользовались адвокаты Google, которые настаивают на пользе магазина приложений. По их мнению, он открывает «мелким разработчикам такой же доступ к платформе, что и самым крупным игрокам на широком рынке». Вдобавок это решение Арбитражного суда было принято за несколько недель до того, как Франция приняла лидерство Европейского союза. Теперь ей предстоит довести до конца два крупных дела о регулировании GAFA. В том числе принятие Digital Markets Act (Закон о цифровых рынках), который в основном направлен на борьбу с антиконкурентными практиками цифровых торговых платформ.