ИСТОРИЯ МУСХАФА
Мусхафом называют полный текст Священного Къурана, записанный в виде книги в том порядке, который указал Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение Аллаhа.
Аяты Священного Къурана ниспосылались Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение, в течение 23 лет, но не в том порядке, в котором они записаны в Мусхафе. Первыми были ниспосланы первые пять Аятов Суры «Аль-'Аляк», а последним - 281-й Аят Суры «Аль-Бакара». После получения всего текста Къурана Пророк, мир Ему и благословение, указал своим сподвижникам порядок расположения Сур и Аятов.
Каждый раз, когда Пророкﷺ получал от Ангела Джибриля Аяты Къурана, Он передавал их своим сподвижникам. Они проверяли правильность произношения, прочитав эти Аяты Пророку, и заучивали их наизусть. После этого они передавали Аяты другим людям, и так распространялось знание Священного Къурана среди мусульман.
Многие сподвижники Пророкаﷺ знали наизусть полный текст Священного Къурана. Среди них были Зейд ибн Сьабит, 'Убайй ибн Ка'б и 'Абдуллаh ибн Мас'уд. Пророкﷺ также назначил писцов, которые записывали некоторые Аяты Къурана на кусках кожи или других материалах. Эти записи хранились в доме Пророкаﷺ, а также у некоторых писцов оставались их копии.
После смерти Пророка Мухьаммада, мир Ему и благословение, правителем стал Его ближайший друг и сподвижник - Абу Бакр Ас-Съиддикъ. На третий год правления Абу Бакра в истории произошла битва при Ямаме. В этом сражении погибли многие хафизы - люди, знавшие Къуран наизусть. Опасаясь, что вскоре их станет ещё меньше, 'Умар ибн Аль-Хаттаб пришёл к халифу и изложил свои опасения. Абу Бакр сказал, что не будет делать того, что не делал сам Посланник Аллаhаﷺ.
Но ‘Умар убеждал халифа Абу Бакра приказать собрать Къуран в единую книгу, чтобы не затерялся текст из-за смерти его носителей.
После долгих раздумий он решил последовать совету 'Умара и дал распоряжение собрать текст Курана в одном месте. Абу Бакр послал за Зейдом ибн Сьабитом Аль-Ансарий - одним из знатоков и переписчиков Къурана. Они собрали знатоков Къурана, и те начали усердно работать над объединением записей текста Священного Писания. Они взяли все записи из дома Посланника Аллаhа, а также то, что сподвижники записывали для себя. Они сверяли эти записи с тем, что знали наизусть, а затем переписывали.
Таким образом, полный текст Священного Писания был собран в доме Абу Бакра и этот сборник назвали Муcхафом («Сборник свитков»). И это благое дело является одним из примеров хороших новшеств. То есть, несмотря на то, что сам Пророкﷺ при жизни не собрал Аяты в Мусхаф и не приказал сделать это своим сподвижникам, благочестивые мусульмане сами решили сделать такое доброе дело, чтобы сохранить Священное Писание для будущих поколений в неизменном виде.
Первый Мусхаф хранился в доме Абу Бакра, а когда он умер - у второго халифа 'Умара ибн Аль-Хаттаба. После смерти 'Умара этот Мусхаф отдали на хранение его дочери Хафсе, которая была женой Пророка Мухьаммада, мир Ему и благословение Аллаhа.
Во время правления третьего халифа 'Усмана с этого Мусхафа были сделаны копии. По приказу халифа была организована ответственная комиссия в которую входили знатоки и переписчики Къурана, среди которых были тот же Зейд ибн Сьабит, а также другие сподвижники: 'Абдуллаh ибн Аз-Зубейр, Са'ид ибн Аль-'Ас. Они попросили у Хафсы хранившийся у неё Муcхаф и сделали с него несколько копий. Затем халиф 'Усман послал по одному экземпляру в Египет, Куфу, Басру и Дамаск, а один экземпляр оставил у себя в Медине¹.
В последующие времена мусульмане также продолжали переписывать текст Къурана, сохранив стиль его письма вплоть до наших дней.
Четвертый халиф 'Али ибн Абу Талиба повелел облегчить чтение и изучение Къур'ана для людей, т.к. территория расширялась и на неарабоязычные местности. После некоторых попыток ученые Яхья ибн Я'мар и Наср ибн ‘Асым предложили при записи текста Кур`ана использовать точки и огласовки. Это новшество также было принято и одобрено.
#ислам #коран #мусхаф
НАШ КАНАЛ НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПУБЛИКАЦИЯМ ЯНДЕКС ДЗЕНА В КОНЦЕ КАЖДОЙ СТАТЬИ НАШЕГО КАНАЛА!