Нынешняя ситуация на рынке новых автомобилей повергает в шок всех автомобилистов. Если раньше можно было спокойно прийти в любой дилерский центр и купить автомобиль из наличия по прайсовой стоимости, выбрать необходимое дополнительное оборудование, если оно вам необходимо и уехать в этот же день на новом автомобиле.
Сегодня ситуация изменилась в корне. Купить новый автомобиль по прайсовой цене, просто нереально, любой дилер не продаст вам ее по той цене, которая указана в прайсе, вам обязательно нужно докупить дополнительного оборудования на 300-400 тысяч рублей, а то и больше или же купить автомобиль в кредит и переплатить за дополнительные услуги: карта помощи на дороге, страховка автомобиля, страховка жизни. За эти услуги с вас попросят те же самые 300-400 тысяч рублей, чтобы компенсировать потери. Мало того, все это внесут в «тело» кредита, ведь так дилеру будет выгодней.
Очень часто многие люди задаются вопросом: «почему производителям не продавать автомобили напрямую, без посредников, а от наглых дилеров, просто избавиться?».
На самом деле, ответ очень прост. Но прежде чем перейти к этому вопросу, немного сухой статистики.
Первый производитель, который запустил продажи своих автомобилей напрямую - Hyundai. Еще в начале 2021 года на их официальном сайте появился «онлайн шоу-рум». И уже в самом начале, купить себе автомобиль, было не простой задачей. Их было настолько мало, что раскупили весь склад, за 10-20 минут, после выгрузки на сайт. А уже сегодня, компания заявляет, что данная идея потерпела крах.
Купить сегодня автомобиль через их сайт, стало еще сложнее. Их все так же мало, но помимо этого появились различные боты, которые за доли секунд бронируют себе автомобиль. Многие люди брали отпуска, больничные и сидели ночами в ожидании, когда обновится склад. Но большинство людей, так и не успели купить себе автомобиль на сайте без наценки.
С начала 2021 года через онлайн продажи, было реализовано 3.720 авто, а это всего 2,6% от общего количества проданных автомобилей за 2021 год. В октябре 2021 года через сайт было реализовано 367 новых автомобилей, что составляет 2,8% от общего числа проданных автомобилей в 2021 году.
Но ведь можно выкладывать на сайт не 300-400 автомобилей, а гораздо больше, тогда и покупать будут больше?
Все верно, можно, но нужно ли? Все дело в том, что ели производитель будет продавать много автомобилей через сайт, то дилеры будут нести убытки и рано или поздно, просто закроются. И вот тут мы подошли к основному вопросу.
Дело в том, что производителям не выгодно, чтобы все дилеры закрылись. Во-первых, любой дилер платит производителю за право продавать их марку, грубо говоря, покупает у производителя франшизу, так же дилеры берут на себя все обязательства по ТО и гарантийному ремонту. А если дилеры закроются, то производителю придется взять на себя все эти процессы, открывать сервисы, нанимать рабочих, платить зарплаты, дополнительные налоги и так далее. Зачем все это, когда эти процессы можно переложить на дилеров?
Чтобы дилеры на накручивали огромные суммы за воздух, производителям просто необходимо контролировать этот вопрос на этапе заключения дилерского договора, чтобы там было прописано, что дилер обязуется продавать автомобиль по рекомендованной розничной цене производителя и не вынуждать приобретать дополнительное оборудование без согласия покупателя. А если будет нарушаться этот пункт, то взыскивать с дилеров штрафы, а за повторные нарушения, просто разрывать дилерский договор.
Но почему дилеры не делают и этого? Да потому что объемы продаж растут, соответственно, потребителей устраивает такое отношение. Ведь потребители сами формируют спрос на товар или услугу, значит сами и виноваты. Ведь никто никого насильно не тащил в салон и не заставлял покупать автомобиль, просто тут главный фактор - это людская жадность. Только подумайте, люди скупали вообще все автомобили, есть потребность в нем или нет, но необходимо успеть купить сейчас, ведь завтра будет дороже или вовсе не будет. Некое стадное чувство, все берут и я возьму, а то вдруг потом не будет. Но как их не будет, если и вчера и сегодня и завтра, автомобили будут продаваться точно так же, как и продавались.
Подобное было летом 2020 года, когда объявили локдаун, люди скупали в продуктовых магазинах все под чистую, особенно крупы и туалетную бумагу, как будто они завтра не будут больше продаваться и они точно так же, начали расти в цене, есть спрос, будет и предложение.
Никогда не понимал людей, которые берут себе Kia Rio или Hyundai Solaris в простых комплектациях с наценками 200-300 тысяч рублей еще и в кредит, только потому что, надо купить сегодня.
Уже 5 месяцев подряд, спрос на новые автомобили падает каждый месяц. Рынок уже насытился, покупательская способность иссякла, скорее всего, в следующем году ситуация не изменится и продажи продолжат и дальше падать. Поэтому в 2022 году ждем, что дилеры начнут сбавлять обороты и наценки будут меньше, а возможно и вовсе пропадут. Но поживем, увидим.
А что думаете вы? Напишите свое мнение в комментариях.