"Итак, вот в каком положении оставлял нас август. Норденшельд прошел через этот пролив еще 18 августа, а с 19-го на 20-е уже обходил мыс Челюскина. А перед нами в конце того же августа лежали непроходимые, сливающиеся с береговым припаем массы морских льдов. Виды на будущее далеко не блестящие. Неужели так скоро окажутся правы сулившие нам неудачу скептики, в которых никогда нет недостатка на белом свете? Нет, надо снова попытаться пройти Таймырским проливом, а если это не удастся, сделать еще последнюю попытку обойти вокруг всех островов. Быть может, лед за это время разошелся, открыв где-нибудь свободный проход. Здесь мы не можем оставаться."
Фритьоф Нансен, шхуна "Фрам".
В 1893 году Таймырский пролив хотя и задержал Нансена, его все же пропустил. Реванш пролив взял чуть позже. В сентябре 1900 года шхуне "Заря" экспедиции Эдуарда Толля пришлось встать на зимовку в окрестностях архипелага Норденшельда.
Лишь через 11 месяцев пролив вскрылся ото льда, и "Заря" смогла продолжить путь. Суровым был Таймырский пролив в XIX и XX веках: лишь несколько недель в году через него могли пройти суда, а бывали периоды, когда пролив и вовсе не освобождался ото льда. Альтернатива? Взгляните на карту - все станет понятно.
Выбор: 30 км по Таймырскому проливу или 300 км в обход гигантского архипелага Норденшельда. Попытка пройти через архипелаг - путь в неизвестность. Лабиринт островов архипелага цепко держит лед даже летом, когда Карское море свободно.
Поэтому-то при известии, что архипелаг "забит льдом до берега Таймыра", у нас похолодело в груди. Позади был огромный маршрут: Хатанга -море Лаптевых - мыс Челюскин. Обратно идти поздно - нужно попасть в Диксон к концу августа, иначе... Опыт "Зари" нам не пригодится... А тут еще, как назло, зачихал мотор.
Отладили его, встав на малюсеньком острове Сиверсия и, затаив дыхание, вошли в Таймырский пролив.
Первый километр из тридцати, второй… Чисто! Ни одной льдинки! Нигде! Вот оно -самое узкое место пролива – всего около 800 м шириной.
Каменистая гряда, как щетка, собирает на себя плавучий лед стоит только ему тут оказаться. Лишь мощное течение "борется" со льдом в проливе.
Все острова с воды здесь выглядят прижатыми, как блины и слабо отличаются друг от друга.
Мы прошли, вот оно, счастье!!! Вероятнее всего, именно течение избавило нас от проблем. Повезло? Нет - просто в Арктике стало заметно теплее в последние годы. Длинное лето с отсутствием льда - большой плюс для судов, идущих Северным морским путем, и трагедия для белых медведей. В надежде найти хотя-бы что-то съестное медведи осматривают побережье. Этот мишка решил подкрепиться нами и бросился догонять. Мы попасть на обед не хотели - проскочили и исчезли с глаз долой)).
Идти в полярный день можно круглые сутки, но теперь уже торопиться некуда.
На "ночь" встали в устье реки Жилина, рядом со старым зимовьем. Оно до сих пор вполне жилое, да еще и с неожиданными сюрпризами: нашли в избушке парашютный шелк и гильзу от крупнокалиберного пулемета 14,5 на 114мм.
И лишь недавно я узнала, что в 1943 году на острове Нансена была развернута одна из артиллерийских батарей, защищавших Северный морской путь от нападения немецких кораблей. Выходит. находка была не случайной...
Узнать еще больше об Арктике вы сможете из других статей:
Путеводитель по статьям канала с рубриками и ссылками
#арктика #север #карское море #таймырский пролив