Найти тему
Cай-фай ревью (SFR)

Ностальгия и рефлексия: о чём продолжение "Матрицы" и зачем снято

Оглавление

Сходил на долгожданное продолжение "Матрицы" — серии научно-фантастических боевиков, бесповоротно изменивших кинофантастику.

При просмотре я задумался, а зачем вообще снималось продолжение спустя 20 лет, уместно ли оно и что, по моему мнению, заложено в фильм. И предлагаю подумать вместе со мной.

Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

Что есть "Матрица"?

"Матрица" — это увлекательная история хакера Нео, который начинает сомневаться в природе мира вокруг. Его втягивают в противостояние освободившихся от симуляции людей и холодных и бездушных машин.

"Матрица" просто перегружена интересными образами и метафорами, что даёт возможность каждый раз по-новому смотреть фильм. К тому же "Матрица" — изобретательный боевик, который популяризовал несколько визуальных приёмов, которые после успеха трилогии стали появляться в массовом (и не только) кино намного чаще, например slow motion, bullet time или вращение камеры.

"Матрица" органично завершает в третьем фильме историю Нео, оставляя при этом, любопытный мир, который раскрывался в других медиа.

Кадр из трейлера.
Кадр из трейлера.

И вот, спустя почти 20 лет на экраны выходит "Матрица: Воскрешение" — прямое продолжение истории Нео. О чём оно?

Нео — гений геймдизайнер

В завязке мы узнаём, что Томас Андерсон (имя, которое Нео носил в Матрице) — известный геймдизайнер, который много лет назад создал серию видеоигр "Матрица". Сюжет его видеоигр идентичен истории из оригинальных фильмов из нашего с вами мира.

Однако "жадные правообладатели" решают воскресить его франшизу, наклепав продолжений. Напряжённая работа, рутина изматывает мистера Андерсона, что вкупе с серьёзными психологическими проблемами подтачивает его уверенность в окружающем мире.

Его мучают образы, которые он узнаёт, но не может понять, символы, за которыми он не видит означаемого, его терзает чувство дежавю. К счастью, выписываемые добрым доктором пилюли помогают держать разум в узде. Но как быть, когда из Зазеркалья появляется некто, кого ты когда-то выдумал, и утверждает, что всё это не фантазии, а память о прошлой жизни?

Как мне показалось, заложенная в основу сюжета идея цикличности очень органично вписывается в лор "Матрицы".

Зачем сняли продолжение "Матрицы"?

У меня есть два ответа на этот вопрос. Я полагаю, что в какой-то степени они оба верны, однако отдельно отмечу, что всё это, конечно же, лишь моё мнение.

Кадр из трейлера.
Кадр из трейлера.

1. Деньги. Конечно, у студии есть огромный коммерческий интерес к возрождению уже культовой франшизы. И просто так выделять хоть сколько-нибудь внушительные средства на дерзкий эксперимент Ланы Вачовски никто не будет.

К слову, на портале IMDb уже появилась "заглушка" к новой "Аниматрице" — Animatrix: Ø for Ørigin. В 2003 году выходил сборник аниме-короткометражек, расширяющих и углубляющих лор оригинальной трилогии.

Появление странички к новому сборнику может указывать на то, что правообладатели намерены влить ещё больше средств в развитие вселенной, в том числе в других медиа и форматах. А там не за горами новая игра, в том числе, с не менее постмодернистским финалом, чем в The Matrix: Path of Neo.

Как мы видим, сейчас большие студии активно играют на чувстве ностальгии, и "Матрица: Воскрешение", безусловно, не будет исключением: фанаты готовы вновь и вновь погружаться в этот выдуманный мир.

2. Рефлексия. В своё время "Матрица" произвела революцию, смешав столько разнородных ингредиентов в одном забористом коктейле, зарыв столько смыслов, что до сих пор любопытно находить новые разборы и теории о скрытом сюжете трилогии.

Новый же фильм — это, как мне кажется, попытка режиссёра, в том числе, разобраться, чем стала "Матрица" тогда, 20 лет назад, и чем она является сегодня.

Введение оригинальной истории Нео в сюжет "Матрица: Воскрешение" позволил создателям фильма напрямую задавать вопросы, прокомментировать тренд на "воскрешение" франшиз, перезапуски, сиквелы, вбоквелы и проч., дать возможность высказаться по этому поводу героям фильма и, что самое главное, дать повод задуматься об этом зрителю, что весьма ценно.

Однако это, в свою очередь, привело к смене тона: вместо серьёзного и мрачного экшена мы видим, как новый фильм не стесняется высмеивать клише, подтрунивать над персонажами и смыслами. Не всегда, конечно, но шуток довольно много.

Я уверен, что далеко не все оценят задумку Ланы Вачовски, увы. Но если оригинальная "Матрица" когда-то привела к тому, что вы задумались о природе реальности, о том, каков действительно мир вокруг, когда можно и нужно сомневаться в реальности и как мы стремимся к свободе, то новый фильм вам может понравиться.

Из минусов я бы отметил, конечно, безвозвратно ушедшую атмосферу той оригинальной трилогии, визуал которой в своё время меня покорил. Но это, в каком-то смысле, обосновано сюжетно, да и финальная часть фильма сделана в этом плане вполне достойно (особенно сцена с падающими на Нео и Тринити ботами).

Также расстроили боевые сцены. В оригинальной трилогии завораживали как раз их условность, нарочитая фантастичность, невозможность. В новом фильме есть буквально пара запомнившихся сцен во время рукопашных схваток, так как сами драки стали более приземлёнными.

При этом спецэффекты, конечно, сделаны на уровне, но не стоит ждать революции или какого-то откровения, как это было с оригинальной трилогией.

Если резюмировать, то мне фильм скорее понравился, но вряд ли я его буду вскоре пересматривать.

Кто уже посмотрел? Что думаете?