Недавно ознакомился с отреставрированной версией знаменитого шедевра итальянского режиссера Лукино Висконти – фильмом «Гибель богов». Конечно, картину я смотрел не впервые, но сейчас бы хотел поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.
Так же, как и в своем посте о фильме «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара, я не буду пересказывать содержание или осуществлять долгий разбор фильма. Картина Висконти сама по себе очень многогранная и насыщенная, разбирать ее, думаю, можно бесконечно. Конечно же, внимательные зрители заметят отсылки к произведениям классической литературы (например, к «Макбету» Шекспира или «Бесам» Достоевского), музыкальным произведениям, философии. Все эти слои в картине присутствуют настолько органично, что нужно иметь особый талант, чтобы снять такой фильм.
Вкратце скажу, что фильм повествует о некоей семье немецких промышленников фон Эссенбеков и становлении нацистского режима в Германии. Картина, само собой, не столько историческая, сколько исследовательская. Висконти ищет истоки нацизма и методы, которыми ему удалось захватить власть в одной стране и поджечь весь мир.
Безусловно, проблематика, поднятая в фильме, остается актуальной и по сей день. В картине явно видно, как буржуа и крупные промышленники, изначально презрительно относившиеся к фашизму и собиравшиеся использовать это зло для получения прибыли и позиций, становятся раздавленными нацистами и переходят под их прямую зависимость. Если смотреть на это шире, то напрашивается вывод, что классический капитализм с фашизмом бороться не то чтобы неспособен, он ему попросту подчиняется или сливается с ним. Ну и если оценить исторические примеры, то наиболее яростно с фашистами сражались коммунисты. И СССР, как государство, и итальянские, французские, греческие и югославские коммунисты, составлявшие костяк национально-освободительного движения.
В этом, полагаю, и основной актуальный момент фильма. В наше время мы видим, как происходит реабилитация фашизма: особо явно это видно на примере Восточной Европы, где страны вроде Украины, Эстонии, Латвии и Литвы де факто восхваляют нацистских преступников и коллаборационистов. Да, им пытаются противопоставить убедительные доводы в информационном поле, противодействовать в экономической сфере и, на примере Донбасса, давать отпор военным путем. Но пока убедительный ответ дать на идеологическом поле боя, которое в наше время является суперважным, пока в крупном масштабе некому.
Полагаю, это один из немногих уроков, который можно извлечь из фильма «Гибель богов» Лукино Висконти. Проблема сейчас становится все острей.