Найти в Дзене

Почему «Гибель богов» до сих пор актуальна?

Недавно ознакомился с отреставрированной версией знаменитого шедевра итальянского режиссера Лукино Висконти – фильмом «Гибель богов». Конечно, картину я смотрел не впервые, но сейчас бы хотел поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.

Цитата из х\ф «Гибель богов», реж. Лукино Висконти
Цитата из х\ф «Гибель богов», реж. Лукино Висконти

Так же, как и в своем посте о фильме «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара, я не буду пересказывать содержание или осуществлять долгий разбор фильма. Картина Висконти сама по себе очень многогранная и насыщенная, разбирать ее, думаю, можно бесконечно. Конечно же, внимательные зрители заметят отсылки к произведениям классической литературы (например, к «Макбету» Шекспира или «Бесам» Достоевского), музыкальным произведениям, философии. Все эти слои в картине присутствуют настолько органично, что нужно иметь особый талант, чтобы снять такой фильм.

Вкратце скажу, что фильм повествует о некоей семье немецких промышленников фон Эссенбеков и становлении нацистского режима в Германии. Картина, само собой, не столько историческая, сколько исследовательская. Висконти ищет истоки нацизма и методы, которыми ему удалось захватить власть в одной стране и поджечь весь мир.

Безусловно, проблематика, поднятая в фильме, остается актуальной и по сей день. В картине явно видно, как буржуа и крупные промышленники, изначально презрительно относившиеся к фашизму и собиравшиеся использовать это зло для получения прибыли и позиций, становятся раздавленными нацистами и переходят под их прямую зависимость. Если смотреть на это шире, то напрашивается вывод, что классический капитализм с фашизмом бороться не то чтобы неспособен, он ему попросту подчиняется или сливается с ним. Ну и если оценить исторические примеры, то наиболее яростно с фашистами сражались коммунисты. И СССР, как государство, и итальянские, французские, греческие и югославские коммунисты, составлявшие костяк национально-освободительного движения.

В этом, полагаю, и основной актуальный момент фильма. В наше время мы видим, как происходит реабилитация фашизма: особо явно это видно на примере Восточной Европы, где страны вроде Украины, Эстонии, Латвии и Литвы де факто восхваляют нацистских преступников и коллаборационистов. Да, им пытаются противопоставить убедительные доводы в информационном поле, противодействовать в экономической сфере и, на примере Донбасса, давать отпор военным путем. Но пока убедительный ответ дать на идеологическом поле боя, которое в наше время является суперважным, пока в крупном масштабе некому.

Полагаю, это один из немногих уроков, который можно извлечь из фильма «Гибель богов» Лукино Висконти. Проблема сейчас становится все острей.