Рождественские и новогодние праздники уже не один век являются приятной доброй традицией во многих странах мира. Мы с удовольствием украшаем свои дома внутри и снаружи, ставим ёлочки, покупаем и делаем подарки для близких, готовим особые блюда и встречаем в приятном кругу самые добрые и объединяющие души людей дни.
Конечно же не обходят стороной праздники и транспортные предприятия, которые, как правило, славятся дисциплиной и в течение года денно и нощно возят нас с вами без устали.
Метрополитен не исключение. Здесь всё подчинено строгим правилам, но именно в новый год здесь могут проходить необычные мероприятия, появляться интересные тематические украшения. В нашем сегодняшнем обзоре посмотрим на три необычные традиции из подземок мира.
Праздничная ностальгия
Интересный обычай завели в Нью-Йоркском метро - там накануне Рождества и Нового года местным музеем транспорта организуются тёплые ламповые покатушки на ретропоездах метро.
Эта традиция достаточно давняя - ежегодно каждое первое декабря музейный поезд выезжает на линию F Нью-Йоркской подземки.
Всего до наступления нового года предусмотрено 4-5 выездов (каждое воскресение месяца). За один выезд поезд делает четыре круга с отправлением от станции "Second Avenue" в 10:00, 12:00, 14:00, 16:00.
Особенный трепет заключает в том, что у пассажиров метро по цене обычной поездки (2,75 доллара ~ 203 рубля) появляется возможность телепортироваться в прошлое и прокатиться на вагонах 1930-х годов выпуска!
Как такового особого новогоднего оформления внутри вагонов нет, но есть скромное украшение с венками и бантиками на торцах головных вагонов.
В остальное время поезд данной модели можно периодически встретить в музее Нью-Йоркского транспорта, о необычном расположении которого я рассказывал в статье про заброшенные станции метро мира.
Санта-Клаус и его фирменный поезд
И если в Нью-Йорке поезд хоть и выходит в рейс в канун новогодних праздников, но тематически практически никак не оформляется и как таковой дух Рождества не передаёт, то у коллег из Чикаго (простите, пока США в обзоре превалируют) получилось сделать полноценный рождественский поезд со всеми атрибутами. Там есть и Санта-Клаус и сани с оленями и даже тролли.
В отличие от подземки Нью-Йорка ретровагоны здесь не используют, поезда вполне обычные, но необычно их оформление. Каждый вагон поезда имеет наружное тематическое брендирование, на кузове размещены светящиеся гирлянды. Даже машинист - и тот праздничный - ведёт поезд в колпаке!
Эта добрая традиция зародилась в 1992 году, когда впервые на линию вышел специальный благотворительный поезд, на котором доставляли еду для различных благотворительных организаций города. После успеха акции было решено сделать выезд такого поезда регулярным - с тех пор ежегодно в течение ноября и декабря CTA Holiday Train (CTA - это аббревиатура организации, которая обслуживает общественный транспорт в Чикаго ) выезжает на линии подземки.
Поезд выходит на линию преимущественно по выходным, работая с 13:00 до 21:00 и в некоторые будни во внепиковое время.
Внутри поезд тоже украшен, хоть и незамысловато, но тоже празднично - гирлянды, мишура, игрушки. Проект в максимальной степени благотворительный, хотя в один из тяжелых периодов, когда сокращали штат сотрудников метро, было предложено отказаться в числе прочего и от новогоднего поезда, но его отстояли.
Да, чуть не забыл отметить еще один любопытный факт, связанный с компоновкой состава - в середину поезда вцеплен вагон-платформа, на котором установлены бутафорские сани, чучела фигуры оленей и, конечно, развлекает общественность главный герой праздника - Санта-Клаус.
Представить в наших реалиях такую вольность страшно. Даже не из-за того, что мы этого не можем физически сделать (приспособить какой-нибудь грузовой вагон гипотетически можно), а сколько по причине высокой парности - особо простаивать поезду на станциях никто не позволит.
Новогодний поезд со знаком качества
Что мы всё об американцах, да об американцах, неужели поближе нет ничего интересного? Да, конечно, есть - причём в нашей стране - в Москве. А вот в Европе, к сожалению, ничего похожего не удалось обнаружить, особенно в нынешние времена тотальных ограничений.
28 декабря 2016 года на Кольцевую линию московского метрополитена был подан необычный поезд. Вернее сказать, поезд-то был вполне себе привычный - состав из легендарных вагонов типа Еж3, но его оформления однозначно привлекло внимание большинства пассажиров.
Почему вагоны легендарные? Потому что верой и правдой они отработали в столичной подземке более 40 лет, снискав славу очень надёжного подвижного состава. Сейчас такие вагоны в Москве не эксплуатируются.
Тем не менее пару составов было решено сохранить для различных мероприятий и одним из самых запоминающихся применений для ставших уже ретротехникой вагонов стала как раз работа в качестве стилизованного новогоднего поезда.
Изначально, насколько я помню, не планировалось делать работу поезда ежегодной, однако масса положительных откликов пассажиров, увидевших и прокатившихся в составе, поспособствовала тому, что руководство метрополитена решило сохранить оформление и дать жизнь доброй традиции.
Да, стоит это подчеркнуть, стилизованный поезд работает ограниченное время - в канун Нового года и новогодних праздников. Всё остальное время, собственно, львиную часть года состав квартируется в депо.
Как вы можете заметить интерьер украшен не хуже экстерьера. Здесь использована масса гирлянд, светящихся снежинок, искусственных еловых ветвей и есть даже снегири не гири!
Да, интересный факт - под стать необычному визуальному оформлению в новогоднем поезде необычны и объявления по громкой связи. Вместо привычного фирменного голоса московского метро в "ёжике" можно услышать голоса известных эстрадных артистов - Валерия Сюткина и Лолиты Милявской.
За несколько лет работы поезд успел порадовать пассажиров нескольких линий - дебютировав на "кольце", в следующие годы состав отметился на Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линии (зеленой и фиолетовой).
В этом году праздничный поезд начнёт работу 24 декабря и будет доступен для поездок по 8 января включительно на фиолетовой линии, поэтому, если вы планируете свой отдых в Москве - имейте в виду.
В дополнение к поезду, с позволения сказать, старому ожидается премьера нового - также брендированного к Новому году. Это современный по версии дептранса состав проекта "Москва-2020", оформленный стикерной плёнкой внутри и снаружи. Всего в работе ожидается целых три декорированных поезда.
Отмечу удачное дизайн-решение - в надписи "2022" вместо нолика используется два перекрещенных сердечка. Спустя какое-то время пришло озарение - да это же силуэты МЦК и БКЛ!
Салон, к сожалению, получился не настолько выразительным (в сравнении с вагонами типа Еж3). Но задача проекта того и не требовала - всё-таки это в определенной степени разовая история - просто еще один брендированный поезд.
Третий поезд - это брендированный состав "Русич". Его особо и обсуждать нечего - оклейка и оклейка. Работать будет на Арбатско-Покровской линии (синяя).
Не в стороне и Петербург
Петербургское метро специально оформленных новогодних поездов не делает (всё-таки эта история весьма небюджетная), ограничиваясь иллюминацией вестибюлей станций первой очереди и наклейкой небольших тематических стикеров на борта вагонов метро.
Тем не менее в развитие темы можно отметить интересную традицию проведения экскурсий на ретросоставе с участием Деда Мороза. Про создание уникального четырехвагонного поезда я вам рассказывал в двух частях (раз и два). Попасть на экскурсию можно только предварительной записи - подробную информацию можно найти на сайте подземки.
Как мы видим, интересные и креативные новогодние решения встречаются в разных уголках земного шара, которые достаточно элегантно дополняют один из самых любимых праздников!
Если вы знаете о какой-либо еще подобной интересности - прошу вас подсказать в комментариях.
Человек-метро благодарит вас за просмотр и желает самой светлой и теплой встречи Нового года в кругу самых близких и родных. Не болейте, не грустите и всего вам доброго, друзья!
Лучший подарок от вас - подписка и ваши мнения в комментариях.
#новый год #метро #Москва #нью-йорк #сша #чикаго #санкт-Петербург #рождество