Найти в Дзене
Аутизм и школа

Уникальный метод работы с аутистом, или найдите плинтус и спуститесь на его уровень.

Ещё пару слов о работе с телом, которой я посвятило несколько статей, подробно расписав, а как вообще это было. --- Кто читает этот канал с самого начала, мог заметить, что я практически никогда не пишу о событиях, происходящих в реальном времени. За редким, очень редким исключением.
Почему? ... Ещё летом 2020 года, когда я начала вести канал и пыталась сразу рассказывать то, что мы делаем, то заметила следующую реакцию: В начале я пыталась объяснять, что нет, подождите, это только начало. Пройдёт время и будет результат. Это подготовительный этап. Но потом стало не до того и дело я это бросила. Начав писать только о процессах, подошедших к концу. О которых можно рассказать целиком, с начала до конца, с выводами. Вот такое людям понятно. Такое вызывает восхищение, восторг. И надеюсь, желание как-то повторить. Как человек то освоил, это, пятое десятое. И там, мельком проскакивает "на это ушло два месяца, три, четыре", "я думала, что брошу всё к чёрту", "Гриша так саботировал, что я

Ещё пару слов о работе с телом, которой я посвятило несколько статей, подробно расписав, а как вообще это было.

---

Кто читает этот канал с самого начала, мог заметить, что я практически никогда не пишу о событиях, происходящих в реальном времени. За редким, очень редким исключением.
Почему?

...

Ещё летом 2020 года, когда я начала вести канал и пыталась сразу рассказывать то, что мы делаем, то заметила следующую реакцию:

  • Нууу... это какая-то ерунда...
  • И что это даст?...
  • Нууу... это не упражнения, это...
  • Как же Вас жалко... так Вам не повезло.
  • Бросайте Вы это, всё равно помочь ничем нельзя.
  • Перестаньте мучать ребёнка!!!!!!
  • Отложи это до лучших времён, раз сейчас он не может.
  • Надо подождать. Он не готов. Пожалейте Гришу.
  • Так никто не учит!!! Вы что?!!! Как потом переучивать будите????

В начале я пыталась объяснять, что нет, подождите, это только начало. Пройдёт время и будет результат. Это подготовительный этап.

Но потом стало не до того и дело я это бросила. Начав писать только о процессах, подошедших к концу. О которых можно рассказать целиком, с начала до конца, с выводами. Вот такое людям понятно. Такое вызывает восхищение, восторг. И надеюсь, желание как-то повторить.

Как человек то освоил, это, пятое десятое. И там, мельком проскакивает "на это ушло два месяца, три, четыре", "я думала, что брошу всё к чёрту", "Гриша так саботировал, что я думала, не переживу". Но кому это интересно? Главное результат ого-го. А что вы там делали - не важно. Главное, сделали.

Вот только...

Периодически я вступаю в беседы на тему: - А что Вы с Гришей делаете?

Отвечаю: - То и то.

На что получаю следующее: - Нуууу, такое мой ребёнок не сможет.

К примеру мячи ловить. Он неуклюжий совсем. Я пыталась его научить. Никак.

Тогда я спрашиваю: - А как именно Вы учили? И как долго?

Ну как? Взяла мяч, побросала ребёнку, он не словил ни разу, расстроился, отказался делать. На следующий день вообще отказался даже пытаться. Ну, он же неуклюжий. Не хочет. Он у меня вообще ленивый. Не то что Ваш Гриша. Вон как он старается.

---

В такие моменты у меня расширяются глаза, наверное, или сужаются от бешенства... Потому что в памяти всплывают кадры, как я держала Гришину руку над столом, чтобы он отпустил мяч... Около месяца держала руку, чтобы он просто мог отпустить мяч. Как уворачивалась от летящих в меня мячей. Как ставила Гришу напротив себя буквально руками, и держала, параллельно перебрасывая мяч, чтобы деточка в закат не умчался.

Но, получается, что об этом я не рассказываю обычно. Мимоходом упоминая, что мы мячи бросаем и это не очень просто. И человек себе представляет, что, как только я решила научить Гришу ловить мячи, то вот так прям стали и начали бросать. И Гриша старательно учился. У него не получалось, а он с улыбкой на лице повторял и повторял.

НЕТ!!!!

Гриша вообще ещё полгода назад норовил от всего отказаться. Вообще от любой новой деятельности. И эта проблема шла первой. Во всём. Вот это вот всеми любимое "Он не хочет".

Но я очень давно не отношусь к этому, как к выбору или характеру (что бы мне кто не говорил). Нет, давно я приняла решение любое нежелание Гриши делать что-то в ученической деятельности - считать болезнью.

Вот, да, прочитал сейчас какой-нибудь высокофункциональный взрослый аутист эту строчку и зарыдал от жалости к Грише.

Но такое отношение к этому "нежеланию" ведёт не к тому, что я вооружаюсь розгами и угрозами, нет (это бесполезно).

Такое отношение ведёт к тому, что я рассматриваю этот момент, как часть обучения. Надо научить ловить мяч. В начале надо сделать так, чтобы Гриша не отказался его ловить.
Как?

Надо так упростить эту деятельность, чтобы у ребёнка сразу всё получилось. Ниже плинтуса сложность надо опустить.

И так на занятиях 10-и. Чтобы ребёнок, который боится всего нового да к тому же и не может ничего, привык к мячу, в принципе.

И только потом начинается постепенное усложнение. И если встречается сопротивление, делается шаг назад, нагрузка снижается. Потом опять увеличивается и доводится до предельной, незаметно для ребёнка.

Наверное, можно давить на здорового ребёнка и ему от этого ничего не будет. Да и выбора то в общем-то нет. Давит школа, давят родители. Ничего не остаётся.

Но речь идёт о (нелюбимое многими слово) о БОЛЬНОМ на всю голову ребёнке, который ещё 3 года назад вообще ничего не мог, говорить в том числе. И как на него не давили со всех сторон, он так ничего и не смог.

А вот, когда одна отдельно взятая мамаша начала думать головой и придумала вышеописанный способ работы, вот тогда всё изменилось.

---

Именно этот способ я и описывала из одной стати в другую, рассказывая о работе с телом Гриши.

А в этой статье решила уж совсем назвать всё своими словами, если вдруг, кто-то не понял. И считает все проделанные нами с Гришей действия по улучшению функционирования его тело то ли лютым бредом, то ли таким же лютым героизмом.

Нет в этом ни первого, ни второго. А есть холодный расчёт.

Повторюсь.

ЛЮБОЙ навык, которому я хотела научить Гришу,

  • раскладывала на части, доступные Грише.
  • и по частям обучала, очень медленно,
  • не доводя, по возможности, до сопротивления (доводила ещё как, случайно).

Всё новое в расписании занимало не больше двух минут. Чтобы ребёнок не успел сообразить, что это.

Потом время увеличивается. И занятие новой деятельностью становится тренировкой.

---

Этот "уникальный" метод я использую уже года два. И для Гриши он практически стал не нужен. Гриша изменился. И теперь очень быстро и с интересом принимает всё новое в возможном для себя объёме.

Но сколько мы шли к этому... К этой уникальной супер силе - любопытству, а не обязательному протесту к новому.

Но элементы этого метода всё равно проскальзывают везде. В быту, в учёбе, в спорте, в прогулках. Везде.

И он неизменно работает.

Итак.
Выше описана основа, на которой стоит всё обучение Гриши. И именно её присутствие в жизни Гриши сделало возможным все изменения, которые с ним произошли.
Не волшебные супер крутые продуманные нужные упражнения. А вот эта основа.
Если бы её не было, я бы не смогла выполнять упражнения, которые получала от педагога, сколько бы она не убеждала бы меня в том, что Гриша готов.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. Помним, я пишу об одном единственном мальчике.

Но в данном случае, что-то мне подсказывает, что этот метод сработает не только с ним. Ибо опробовала я его и на других детях, людях. И даже на себе. Он неизменно работает.