Найти тему
ТЫ КОСМОС

В ситуации "без вариантов" проявляются "бриллианты"

Оглавление

Именно во "мрачных" обстоятельствах возникает шанс проявить наши "яркие" качества

Вот короткая и символичная история. Называется "Мешок". Постарайтесь зримо представить:

Темнота. Вдали забрезжил блеклый свет.

Шевелятся тени – толпа торопливо бежит к свету. Толкая друг друга, возбуждённые люди несутся вперёд и вперёд.

Свет всё ближе и ярче – они бегут всё быстрее, в восторге отбрасывают пожитки, чтобы ускорить свой бег. Гул радостных голосов. Все воодушевлённые и весёлые, буквально струящиеся в едином шумном потоке.

В толпе выделяется нескладный и неловкий Человек с неудобным мешком. Его толкают и подминают – течение дружной толпы, словно большая бурная река, увлекает его. Неуклюжий и молчаливый Человек отчаянно старается "не утонуть". Он даже изредка умудряется наклониться и поднять с земли брошенные кем-то предметы. Рискуя быть раздавленным, хватает верёвки и тряпочки. Суёт их в свою мошну и долго с ними копошится. Всё это на ходу, рискуя упасть от очередного толчка.

В очередном "водовороте" толпы Человека закрутило, он еле удерживает свой мешок – его начинает уносить в сторону. Вот-вот мешок вырвется из пальцев. Но Человек не отпускает – отчаянно держится за него мёртвой хваткой. "Инородного" Человека сминают и толкают, но он только крепче сжимает мошну в руках.

Общее движение ускоряется. Человеку ещё неуютнее в ликующей и быстро текущей толпе. Но он всё-таки продолжает свою "суету" – обвязал мешок верёвками и повесил за спиной, как рюкзак.

Только в последний момент люди видят, где они оказались – их принесло к краю пропасти…

-2

Со скалы они срываются вниз, сплошным потоком. Задние подпирают, передние не могут остановиться – все летят в темную бесконечность с воплями отчаяния. Крики напирающих и рёв сорвавшихся сливаются в один сплошной гул – словно грохот водопада. Трагический поток гибнущих людей.

Человека с мешком тоже принесло общим потоком к краю пропасти. Как все, он срывается и падает вниз, летит в бездну. Молча падает и спешно поправляет рюкзак за спиной. Поплотнее стянул лямки. Громко выдохнул и… раскрыл самодельный лоскутный парашют. Замедлил падение под раскрывшимся куполом. Плавно опускается, парит – подальше от гудящего "водопада". Летит к свету, торжествующе смеётся и радостно кричит…

Рисунки С.Сергеевой
Рисунки С.Сергеевой

Чтобы в тяжёлой ситуации выкрутиться, надо заранее "загрузиться"

В театральных постановках и кино наибольший восторг у зрителей вызывает особый сюжетный приём, который символично называется – "лонжа". Это та самая штука – страховочная верёвка, которая спасает артистов цирка в опасных трюках, когда что-то пошло не так и падение неизбежно.

Великий Чаплин на канате и с лонжей
Великий Чаплин на канате и с лонжей

В драматических сюжетах нам показывают отчаянные попытки героя восстановить потерянное равновесие и устоять на ногах. Идёт череда "раскачиваний" и "толчков", а потом финальная катастрофа, в которой избежать губительного падения нет никакой возможности. Но тут герой находит оригинальное решение и побеждает, в казалось бы безнадёжной ситуации. И у зрителя восторг, катарсис, блаженство – "Надо же! Как здорово! Мы совершили невозможное, и победили!"

В детективах "лонжами" часто оказываются найденные улики или неожиданное действие сыщика, отчего справедливость торжествует и преступник получает заслуженное наказание. В сказках герои терпеливо ищут "Кощееву иглу" и в критический момент её ломают; или терпеливо создают волшебные предметы, чтобы снять колдовские чары. В фантастических сюжетах про "попаданцев", неожиданно оказавшихся в прошлом, побеждать им помогает знание истории и того, что должно произойти. Изобретатели выкарабкиваются из безнадёжных ситуаций, находя оригинальные технологические решения.

Кадр из х/ф "Сказка странствий"
Кадр из х/ф "Сказка странствий"

Учёные поражают всех с помощью своих вычислений и открытий. Например, зная точное время предстоящего затмения, вызывают у непросвещенной толпы трепет благоговения и страха. Нищий поэт делает бессмертным своё имя, очаровывая равнодушную публику проникновенными стихами. "Хилый" боксер вырывает у соперника победу, сделав совершенно неожиданный выпад. А падающий в пропасть "недотёпа" раскрывает самодельный парашют…

При этом главное в этих сюжетах состоит в том, что герой не должен избавляться от мучающей его проблемы в результате счастливого везения или при помощи кого-то могущественного. Только сам, только своими силами, только за счёт собственных достижений и "наработок".

Памятник Суворову в Москве
Памятник Суворову в Москве

Как быть, когда нет шансов победить?

"Волшебная", заранее заготовленная "лонжа" помогает не только в драмах, не только выдуманным героям. Примеров в жизни много.

Вот, например, как однажды случилось с полководцем Суворовым, в его итальянском походе:

Несколько дней шли тяжелейшие бои. На одном из важнейших участков боя, пять русских батальонов дрались против пятнадцати французских. Все понимали, что устоять нет шансов. При таком невыгодном раскладе, наши начали "сдавать назад". Суворов вскочил на коня и появился на поле боя в тот момент, когда солдаты вовсю отступали. Тут он закричал: "Молодцы, ребята – заманиваем… заманивайте, шибче, бегом". У воинов в головах "переключилось" – поменялось отношение к "неминуемому" поражению. А затем Александр Васильевич скомандовал войскам "Стой!" и снова повёл их в атаку. В итоге победили, несмотря на невероятную усталость и невыгодный расклад сил.

Как Суворов так быстро нашёлся, что сказать и сделать в труднейшей ситуации? Да ведь он всё время повторял: "Тяжело в учении – легко в бою". Потому что заранее готовился, много тренировался.

Автор - Р.Кагиров

Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!