В первой и второй части мы говорили о вершине судовой иерархии и её фундаменте. А что же происходит на средних этажах?
Теперь поднимемся на ступень выше фундамента. Здесь располагается командный состав. Пока ещё не старший командный состав, но уже получившие некоторую власть и облечённые достаточной мерой ответственности. Все они имеют в кармане дипломы о высшем, или средне-техническом образовании. Они регулярно проходят переаттестацию и переподготовку на тренажёрах. Это различные помощники капитана, всевозможные механик, радисты, руководители научных лабораторий, если это научно-исследовательское судно и технологи на промысловых судах или судах спецназначения.
Отдельное место здесь занимает боцман.
Он дослужился до командного состава из матросов без дополнительного образования. Это как в армии прапорщик. Вроде не офицер, но уже и не рядовой. Так и боцман, вроде бы командир, но в кают-компании не обедает. Но за хорошим боцманом любой старпом, как за каменной стеной. И такого боцмана умный чиф старается таскать за собой. Боцман - старший в столовой команды. Оговорюсь, что на многих современных судах все члены экипажа питаются в одном помещении, только за разными столами.
Что же касается помощников капитана, то их на различных судах может быть разное количество, а подчиняются они непосредственно старпому (Чифу) и, естественно, капитану.
Старший помощник капитана
отвечает за всю общесудовую службу. Этот человек вполне может иметь и капитанский диплом, а при необходимости взять командование судном на себя.
Второй помощник
- достаточно опытный судоводитель, несёт самостоятельную ходовую вахту и «пилит ноги старпому». Он отвечает за груз, валюту, и является командиром аварийной партии.
Третий помощник
«рулит» с капитаном, и иногда ему доверяется самостоятельная вахта. Это навигационный помощник, отвечающий за карты, навигационные пособия и все штурманские приборы.
Четвёртый помощник
стоит вахту со старпомом и ведёт всю судовую канцелярию – секретарша, короче.
Сейчас доходит до того, что все эти обязанности выполняет второй помощник, или делит их со старшим помощником. Но случается, что всё достаётся старпому за неимением всех остальных. А вообще-то помощники ещё бывают пассажирские, пожарные, по хозяйственной части, по радиоэлектронике. Да мало ли ещё каких. Много в море разных пароходов ходит, и должности на них разные.
Так же и механики
бывают разные: вторые, третьи, четвёртые, рефрижераторные, ремонтные, помповые, системные, электромеханики и другие всякие. Все они подчиняются старшему (или главному механику) (Деду). Стоит напомнить, что в современном флоте такого обилия механиков встретишь не часто. Коммерческий флот выжимает из моряков все соки, заставляя вкалывать за троих, а получать только за полтора. Хорошо хоть уровень автоматизации повышается год от года.
Радисты или радиооператоры
отвечают за судовое радиооборудование и бесперебойную связь с берегом и другими судами. Своих подчинённых не имеют, да и «вымерли» они почти как динозавры по мере совершенствования средств связи. Сейчас связь несут штурмана, а за работу оборудования отвечает один помощник по радиоэлектронике. А чаще такового и вовсе нет.
О технологах и научных руководителях
много говорить не буду. Они выполняют свою специфическую работу и в их дела соваться не стоит. Но они тоже имеют свои человеческие слабости, а потому ничем особым не выделяются из общей массы командного состава.
В среде среднего звена командиров приняты более официальные отношения. Но люди и здесь остаются людьми. Дружить никому не запрещено. А потому так же ходят друг к другу в гости. Празднуют или просто «бухают», бьют друг другу командирские физиономии, так же братаются, мучаясь похмельем. Короче, они такие же люди, только нашли в себе силы и желание карабкаться по карьерной лестнице.
А лестница эта подняла нас на следующую ступень старшего командного состава. Здесь их немного.
Старший помощник, старший (главный) механик, старший электромеханик (если таковой имеется), первый помощник капитана, судовой врач, начальник радиостанции и научный руководитель рейса. Ну, тут всё проще и в то же время сложнее. Здесь должны быть только официальные отношения, строгая дисциплина и требовательность к подчинённым на основе собственного авторитета.
Перешагнуть на высшую ступень пирамиды имеет шанс только один из находящихся здесь. Стать капитаном может только судоводитель. А потому, как гласит матросская мудрость: «Старпом – это недоделанный капитан, и капитан – это обленившийся старпом». Ибо капитан за всё отвечает, всё должен держать под контролем, должен организовать работу подчинённых, но делать сам ничего не обязан.
Старпом же отвечает за работу всей общесудовой службы, на нём куча обязанностей, а власти намного меньше. Он не может отдать приказ или потребовать что-то от члена другой службы. А зоны интересов разных служб пересекаются постоянно.
Например, мотористы моют палубу машинного отделения пресной водой, а пресная вода в море – драгоценность, и заведует её старпом. Он, конечно, в негодовании требует прекратить бесконтрольный расход ценной жидкости, а мотористы корректно «посылают» его, ссылаясь на приказ старшего механика. И вот старпом вынужден вступать в острые дебаты с руководителем смежного ведомства, так сказать, дабы тот внушил своим «маслопупам» мысль о необходимости экономии судовых запасов. А тот отвечает: «Да ладно, Палыч, наварим тебе воды. Запустим опреснитель, и к утру воды будет, хоть залейся. А на ребят моих не ори, матросню свою гоняй, или с бабами своими разберись!».
Старпом, чуть успокоившись, отвечает: «Да пошёл ты…» - и уходит с надеждой. Стармех же решил экономить топливо и не дал команду на запуск опреснителя. Утром капитан идёт умываться, а воды в кране нет. Разбираться не в его правилах, и старпом уже «намыливает очко», торопясь «на ковёр» к капитану. И таких спорных вопросов возникает множество. Вот старшие командиры и треплют нервы друг другу. Хорошо если они всё-таки находят общий язык и приходят к консенсусу за одним столом под звон бокалов, а если нет…
Кто там у нас ещё? Старший электромеханик, начальник радиостанции и судовой врач. На первом, понятно, всё электричество, а на втором радиосвязь. Но если старшие электромеханики ещё остались на некоторых судах, то должность начальника радиостанции переименовали в помощника по радиоэлектронике и вывели его из рядов старшего командного состава.
Доктор Ай Болит он и в Африке доктор. Он излечит телесные раны и облегчит душевные страдания после очередного внезапного застолья. Но врачей тоже осталось совсем мало на гражданском флоте. Штучный товар. Только на больших лайнерах или специальных судах с многочисленным экипажем их и встретишь.
Про научного руководителя всё понятно. Он учёный и его дело командовать своими научниками, которые стоят особняком от всего экипажа, но водку часто пьют вместе.
Осталась у нас одна очень интересная должность.
Первый помощник капитана
– это пережиток советской эпохи. На заре перестройки эту должность упразднили, но «совковые» моряки её ещё помнят. Статья 126 Устава напоминает: «Первый помощник капитана подчиняется капитану и непосредственно отвечает за политико-моральное состояние судового экипажа». Это единственная должность в старшем командном составе не требующая профессиональной подготовки, то есть достаточно было иметь среднее образование и партийный билет. Кино, домино, библиотека, поздравления с днём рождения, политинформации, пропаганда советского образа жизни являлись его должностными обязанностями.
Это был официальный осведомитель партийных органов и КГБ. В отличие от тайных «стукачей», его главная обязанность не скрывалась, и поэтому в его присутствии следили за своими словами и действиями с особой тщательностью. Даже капитан не вступал в конфликт с первым помощником, ибо можно было пострадать. Никакой пользы для судна эта должность не несла, а с её отменой стало даже лучше.
Вот мы вновь добрались до высшей ступени судовой иерархии. На троне восседает человек с почти неограниченными властными полномочиями. Он может казнить (в чрезвычайных обстоятельствах или для пресечения паники) и миловать. Официально зарегистрировать или расторгнуть брак, рождение ребёнка или смерть. Он может многое и ни перед кем на своём судне держать ответа не обязан. Его слово не должно публично подвергаться обсуждению, его приказ обязателен для исполнения.
Он может, если понадобится, послать человека на выполнение смертельно опасного задания ради спасения судна и других членов экипажа.
Но не думайте, что это так легко. Для этого нужен непререкаемый авторитет, несгибаемый характер, огромная сила воли, большой морской и житейский опыт. Настоящий капитан должен быть умным администратором, виртуозным судоводителем, превосходным психологом, изворотливым дипломатом, строгим и справедливым отцом своих подчинённых.
Много таких людей вы знаете? Вот и я о том же!
«Все говорят: «Царь, царь», а вы думаете, нам царям легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики!» - так говорил управдом Бунша в известной комедии. Что-то подобное можно сказать о должности капитана. Но, в конечном итоге, всё зависит от конкретного человека.
Все мы несовершенны, а море это несовершенство только подчёркивает, но честный и порядочный человек на любой должности должен оставаться Человеком.
На этом позвольте и закончить этот экскурс в судовую иерархию на основе советского Устава.
Но я не прощаюсь. Вас ждут новые публикации. Вы только не теряйтесь на просторах Дзена. Подписывайтесь, ставьте лайки, делайте репосты и пишите комментарии.
Пока!