Сильно загруженное восточное направление от Москвы и весь "Владимирский большак" я как не особенно люблю, но по делам мне нужно было срочно сгонять в сторону Нижнего Новгорода. И чтобы немного разнообразить скучную дорогу, я лениво рассматривал "гугло - карты" в поисках интересные локации, где еще не был и может найтись что-то интересное.
Нашлось... Мой взгляд выхватил на Клязьме недалеко от Владимира несколько странных объектов напоминающих речные "посудины" с весьма интересным "хвостом". Быстро забив найденную точку в навигацию и покидав вещи в машину, снежным и морозным декабрьским утром я выбрался из Москвы.
Свой экипированный и подготовленный Патрол я решил оставить дома. Никаких приключений на бездорожье не планировалось и это мини - путешествие ожидалось в совершенно гражданском формате.
И в эту поездку умчал на рестайлинговом Toyota Land Cruiser Prado 150 с дизельным 2,8 - литровым мотором на "автомате", взятом на пару недель из пресс - парка Тойоты. Я давно подумывал о развернутом тесте "крузака", но не было достаточно свободного времени и повода.
В чем была "изюминка" найденной интересной локации? Сейчас расскажу, но сначала немного исторической справки.
Дело в том, что Клязьма с притоками это одна из самых красивых речушек средней полосы России. И к тому же это кратчайший водный путь из Москвы в Нижний Новгород и далее вниз по Волге до Каспия. Первый пароход вошел в Клязьму в 1887 году и вплоть до революции 1917 года до Вязников и Коврова из Оки вверх по реке ходили пароходы.
Но полноценного судоходства на Клязьме никогда не было и тем более сквозного от Москвы и до Оки.
В советское время перед войной был построен и запущен "Канал имени Москвы", а инженеры канала даже разработали проект шлюзования Клязьмы. По проекту предполагалось возвести на реке пять плотин и затон для зимнего отстоя судов в Коврове.
Успели даже выполнить некоторые дноуглубительные работы на Клязьме от Коврова до Владимира, но началась война.
После войны проект шлюзования Клязьмы забросили, но Клязьменское судоходство потихоньку развивалось. В Вязниках был построен порт, а в Гороховце действовал судостроительный завод на котором строились баржи, сухогрузы, морские буксиры - кантовщики, водолазные суда.
В советское время по Клязьме до Владимира ходили даже теплоходы "Зарница" на воздушной подушке, очень сильно похожие на глиссирующие теплоходы "Заря". А уж до Коврова и вовсе вовсю гоняли груженые баржи.
Завод в Гороховце прекратил свою деятельность в 1995 году и примерно тогда же прекратилось судоходство на реке, а порт Вязники медленно стал загибаться.
Но вернемся в наши дни. Понимаете моё удивление, когда я обнаружил речные суда под Владимиром, где уже четверть века нет никакой навигации, русло реки заилено и не судоходно?
Быстро преодолев по трассе М7 двести километров я свернул с дороги в лес. Эх, все-таки в постоянном полном приводе есть свои плюсы и не надо дергать рычаг раздаточной коробки перед съездом с асфальта. Бодро проскочил по свежему снегу к берегу реки и уже на берегу Клязьмы увидел след от снегохода, включил "понижайку" и медленно дополз к выставленной точке. Так вот буднично и случился небольшой зимний тест для TLC Prado 150.
Добравшись до точки увидел кучу обычных бочек и три судна на правом берегу реки.
Первая посудина оказалась МП-28 - самоходным дизель-электрическим землесосом.
Это плавучий земснаряд, напоминающий драгу для "мытья" золотишка на Дальнем Востоке. Задача этого судна затягивать песок со дна реки словно пылесос и дальше по трубам его выбрасывать на сушу.
Теперь понятно с какой целью их сюда пригнали - добывать песок со дна реки. А хвост на снимке - бочки с трубами для транспортировки пульпы на берег.
Вторая посудина оказалась стареньким буксиром-толкачом "Вязники", выпущенным в начале 1970-х годов. Этот буксир долгое время гнил в порту Вязников, а потом исчез оттуда. Теперь понятно, где он доживает свои дни. Состояние буксира где-то между очень ржавый и совершенно гнилой.
А третья посудина в окружении бочек и с интересным названием "Шмель" оказалась уже на берегу. На корме у неё был установлен какой-то кран, а предназначение не совсем понятно. И чуть дальше виден забор за которым гора песка.
А песок со дна Клязьмы скорее всего сейчас идет на строительство новой платной и скоростной трассы М12 "Москва - Казань - Екатеринбург". И во Владимире активно сейчас строят платный обход города, песок там нужен в больших объемах.
Такая вот гавань - призрак в окрестностях Владимира и суда на ней такие призраки.
А Клязьма в крепкий мороз просто великолепна и чуть ниже по течению даже есть мощная парящая наледь с характерным бугром.
Такая вот интересная находка случилась, а мне надо было выбираться и ехать дальше по рабочим вопросам. Впереди еще было много интересного.