Часть 2. (Часть 1 — тут).
Несколько стендов в отделе фотоаппаратов в Немецком техническом музее в Берлине посвящены — каждый — какой-либо специфической области применения фототехники.
О стенде репортёрских фотоаппаратов мы уже частично рассказывали в первой части. Здесь красуются профессиональные камеры, любимые фоторепортерами разных стран и в разные годы.
30-е-50-е годы представляет американский Graflex Speed Graphic с одноразовой вспышкой, снимавший на листовую пленку в кассетах (фильмпаках) и (через переходник) на ролльфильм, а также немецкая камера Linhof Technika Press (под ролльфильм).
Затем идут популярный в 60-х двухобъективный зеркальный Rolleiflex (его любили за возможность визировать, подняв камеру кверху ногами высоко над головой), знаменитый в 70-е годы Nikon F («золотой стандарт» в фотожурналистике тех лет) и современная на тот момент (2009-й год) профессиональная цифровая «зеркалка» Nikon D1x.
Трофейные «Лингоф Техника » и «Роллейфлексы» массово использовались у нас в фотожурналистике 1940-х-1950-х годов. А вот американский Speed Graphic был малоизвестен.
Честно говоря, остается загадкой, чем так нравилась американским репортерам эта тяжёлая и крайне сложная в обращении камера.
Судите сами. Чтобы сделать снимок какой-нибудь Греты Гарбо выходящей из лимузина, репортёру нужно было:
- Взвести шторный затвор, установить диафрагму и выдержку.
- Вытащить из заранее вставленной сзади аппарата кассеты с листовой пленкой защитную металлическую шторку.
- Сфокусировать аппарат (при помощи встроенного дальномера или на глазок.
- Скомпоновать кадр через визир или рамку. Визиры прилагались сменные — к каждому объективу — свой визир.
- Щелкнуть затвором.
- Для того, чтобы сделать следующий кадр нужно было вытащить кассету и перевернуть (если она была двусторонняя), или же вставить следующую. Выкрутить одноразовую лампу из вспышки и вкрутить новую. Дальше см, пункт 1.
Чуть позднее конструкторы немного облегчили жизнь репортёрам: появились так называемые фильм-паки, кассеты с 5-6 листами очень тонкой фотоплёнки и торчащими наружу бумажными язычками. При помощи оригинального механизма каждый листочек после экспонирования как бы перетягивался вручную на другую сторону кассеты. Словами это объяснить сложно, поэтому, кому интересно — можно посмотреть механику дела вот в этом видео. Во второй его части как раз показано, что происходит внутри фильм-пака, когда фотограф дергает за бумажный язычок снаружи.
Вообщем нужно было быть невероятно ловким человеком, чтобы умудриться сделать хороший кадр в полевых условиях…
Нынешний пулемётный стрекот автоматических затворов цифровых зеркалок привёл бы репортёра 1940-х в неописуемый восторг… 10 кадров в секунду, 20 кадров в секунду?! О чем вы говорите? Один кадр в минуту в лучшем случае.
И, тем не менее, до конца 1940-х Speed Graphic оставался основной камерой американских репортеров. Самый известный снимок, сделанный «Спид Графиком» — «Американцы поднимают флаг над японским островом Иводзима» — времён Второй Мировой. Автор фото — Джо Розенталь получил за этот снимок Пулитцеровскую премию..
В 1979 в издательстве Doubleday был выпущен любопытный альбом, где собраны фотографии, сделанные репортерами нью-йоркского бульварного таблоида «Дейли ньюс» («Fifty Years the New York Daily News in Pictures»).
Гламурные «ревущие двадцатые», бутлегерство времен «сухого закона», крах периода «Великой депрессии» и так далее. Политики, гангстеры, кинозвезды, простые люди — все это в фотографиях, большинство из которых, рискнем предположить, были сделаны на камеру Speed Graphic.
С разными улучшениями фирма Graflex из Рочестера (штат Нью Йорк) выпускала Speed Graphic с 1912-го до 1968 года. В розничном каталоге 1940 года Speed Grahic стоил от 112 до 156 долларов, в зависимости от комплектации. Для сравнения, продававшаяся по тому же каталогу "Лейка" стоила 141 доллар, так что цены сопоставимы.
Вернёмся в берлинский Музей техники.
На стенде шпионских камер представлен фотоаппарат начала XX века, замаскированный под карманные часы. Зная уровень фотоматериалов и оптики тех лет, трудно предположить, что эта камера была хоть сколько-нибудь эффективна.
На соседнем стенде представлены сверхминиатюрные камеры, самая известная из которых «Минокс». (На общем фото — на самой верхней полке, в центре). Созданная еще до войны эстонским изобретателем Вальтером Цаппом в 1936 году — крошечная камера не только тогда, но и годы спустя поражала воображение.
«Минокс» выпускался на заводе VEF в довоенной Латвии, затем — в ФРГ, где производство после войны заново запустил бизнес-партнёр Цаппа Рихард Юргенс. Сам Вальтер Цапп окончил свои дни в Швейцарии.
В массовом сознании «Минокс» воспринимался как шпионская камера, однако таковой на самом деле не являлся: купить крошечный аппаратик можно было в Европе в любом большом фотомагазине. Тем не менее, во многих советских (и не только советских) фильмах — киношные шпионы, переснимая секретные документы, орудуют именно «Миноксом».
Так «Минокс» держит в руках Георгий Жженов в фильме «Ошибка резидента» в эпизоде, где он копирует документы «вора Бекаса», оказавшегося потом нашим контрразведчиком. (Вот здесь , на 43-й минуте 28-й секунде).
Принцип взвода затвора с одновременной перемоткой пленки за счёт характерного движения (камера раздвигается и сдвигается обратно) после войны воспроизвела в своей более дешевой модели японская «Минольта», выпустив на рынок камеру Minolta-16. Ну а затем наши инженеры воспроизвели Minolta-16 в первой модели фотоаппарата Киев-Вега.
На вторичном рынке сейчас можно найти массу «Киевов-Вега» (особенно поздних моделей Вега-2 и Киев-30) в идеальном состоянии, в коробке и с инструкцией. Объясняется это просто: фотопленка к экзотическому аппарату формата 16 мм была в советские времена, если не в дефиците — то, во всяком случае, не в изобилии. И, спонтанно купив (или получив в подарок) миниатюрный фотоаппаратик человек оказывался в ситуации, когда снимать ему было по-просту не на что. В итоге «Киев-Вега» забрасывался в нетронутом состоянии в ящик стола, где и доживал до наших дней.
Окончание — тут.