Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как U-53 потопила американский эсминец, командир которого перед этим побывал на ней в гостях

Но сначала вообще о том, как "Старый Ганс" капитан-лейтенант Розе начал топить американцев. В прошлой статье шла речь о необычном визите U-53 в американскую военно-морскую базу во время Первой мировой войны. И среди американских офицеров, посетивших её с визитом, был и лейтенант-коммандер Дэвид Уорд Бэгли

который позже командовал первым американским эсминцем, потопленным немцами в этой войне - и именно лодкой U-53.

А это Розе и его офицеры во время того визита, он крайний слева. На втором плане виден американский матрос в своей белой панамке:

-2

Однако давайте в хронологическом порядке. 1 февраля 1917 года Германия начала неограниченную подводную войну. И уже 3 февраля американский пароход Housatonic с грузом в 144 200 бушелей пшеницы из Галвестона был остановлен примерно в 20 милях от британского побережья той самой U-53.. Вообще-то до этого он принадлежал германской компании HAPAG и с 1902 года совершал рейсы между Одессой и Нью-Йорком под названием Georgia ( что может означать и "Грузия").

-3

Однако в 1915 году американцы интернировали его и продали одной из своих судоходных компаний. И назвали Housatonic, а ведь каждому известно, что такое имя носил военный корабль северян, первый корабль в мире, потопленный подводной лодкой, тоже американской, только принадлежавшей южанам во время гражданской войны.

И отнятый у немцев пароход повторил его судьбу, став первым американским судном, потопленным в Первую мировую войну, и тоже подводной лодкой.

Офицер и два моряка с U-53 поднялись на борт парохода и отправили его капитана Томаса А. Энсора на подводную лодку, где он был допрошен Розе, который свободно говорил по-английски. Изучив документы судна, Розе велел Энсору вернуться и приказать команде покинуть корабль. Розе объяснил, что ему очень жаль, но корабль «вез продовольствие врагу моей страны». Американский экипаж спустил на воду две спасательные шлюпки, а тем временем немцы перегрузили на лодку весь запас мыла, которое видимо было дефицитом в Германии.

Копия с картины немецкого художника, изображающей это событие

-4

После этого на судне были открыты кингстоны, а в помощь им лодка отправила одну торпеду. После этого U-53 взяла шлюпки на буксир и потащила их к берегу. Через два часа было замечено судно. Энсор не был уверен, что их заметили, поэтому Розе выстрелил пару раз из пушек, чтобы привлечь его внимание, а затем лодка погрузилась. Судно оказалось траулером Salvator который доставил команду Housatonic на берег.

С эсминцем «Джейкоб Джонс» порядок действий был обратным.

-5

Примерно в 15:30 6 декабря 1917 года Розе заметил эсминец . U-53 погрузилась в воду и изготовилась к атаке. Пишется, что это был рекордный по тем временам пуск торпеды - с дистанции порядка 3000 метров. Сигнальщик эсминца увидел торпеду на расстоянии около 700 метров.

Двадцатитрехлетний лейтенант Стэнтон Ф. Калк был вахтенным офицером

-6

Он быстро отреагировал, приказав резко повернуть руль влево, в то время, как лейтенант-коммандер Бэгли, бросившись к мостику из штурманской рубки, прибавил скорость. Однако торпеда попала в эсминец на три фута ниже ватерлинии в топливную цистерну между вспомогательным помещением и кормовым отсеком для экипажа. Многие люди погибли в результате взрыва, особенно в кормовых жилых помещениях, корма почти сразу погрузилась в воду.

Все усилия команды спасти корабль оказались тщетны, он быстро погружался. Бэгли, у которого не оставалось другого выхода, подал команду «Все за борт». Многие спасательные средства были повреждены, люди оказались в ледяной воде.

Когда носовая часть все еще находилась над водой, глубинные бомбы на корме, находившиеся во взведённом состоянии, достигли глубины детонации и взорвались. Сила взрыва убила и оглушила нескольких моряков. Неизвестный матрос, плывущий к плотам, наткнулся на то, что посчитал связкой одежды, но оказалось, что это лейтенант-коммандер Бэгли, потерявший сознание в результате взрыва. Матрос вытащил Бэгли в безопасное место. Взрыв повредил спасательные шлюпки в радиусе действия. Вельбот перевернулся с матросами на борту.

В 16:29, всего через восемь минут после торпедирования, носовая часть эсминца встала почти вертикально, прежде чем Джейкоб Джонс нырнул кормой вперед . Предполагается, что на этой фотографии изображен Джейкоб Джонс после того, как он был торпедирован Фотография сделана матросом Уильямом Дж. Эллисом. (Смитсоновский институт 72-4509-А)

-7

Как вам такое? И что за аппарат был у этого моряка по тому времени?

Оставшиеся лодки были переполнены, как и спасательные плотики. Патрик Джадж вспоминал, что плот был затоплен водой выше голенищ матросских ботинок. Помогая спасти людей, молоденький лейтенант Калк в конце концов умер от холода и истощения сил . За свой героизм он был посмертно награжден медалью «За выдающиеся заслуги».

Примерно в 16:45 , когда американцы изо всех сил пытались выжить в этом испытании и спасти своих товарищей по кораблю, U-53 всплыла и подошла к выжившим. Перед тем, как вновь погрузиться, Розе взял на борт тяжело раненых матроса второго класса Альберта Де Мелло и матроса первого класса Джона Ф. Мерфи. Де Мелло заметил, что радист передает сообщение. Он спросил, не уведомляет ли он о победе. Розе ответил: «Нет, я отправляю сигнал SOS в Лэндс-Энд [Англия] поскольку у меня больше нет места для других из вас на борту». Однако англо-американские военно-морские силы не предприняли никаких действий после приёма этих сигналов. U-53 покинула место затопления, в конечном итоге вернувшись в Гельголанд с пленными 12 декабря. Они оба благополучно вернулись в Соединенные Штаты после перемирия 11 ноября 1918 года.

Меж тем погода ухудшилась, ледяные волны захлёстывали утлые плоты, люди теряли силы и погибали один за другим. Моряки делились друг с другом тёплыми вещами, следили, чтобы никто не оставался в бессознательном состоянии, пытались петь и шутить. В принципе, они были обречены, но судьба улыбнулась им. Примерно в 21:00 на один из плотов наткнулся пароход Catalina и спас шесть членов экипажа. И только после его сообщения корабли союзников были отправлены на поиск. Последняя группа была спасена около 13:00 7 декабря. Всего из 110 членов команды эсминца выжили 42, считая и 2-х пленных.

-8

Большинство из них вернулись в зону боевых действий на различных военных кораблях зимой и весной 1918 года.

Дэвид Бэгли дослужился до вице-адмирала, в момент нападения японцев на Пёрл-Харбор командовал 2-й дивизией линкоров

-9

Умер в 1960 году.

В честь лейтенанта Калка были последовательно названы два эсминца. Имя Джейкоб Джонс также присваивалось двум эсминцам.

Начало статьи здесь:

Как немецкая U-53 зашла в гости в США, а наутро потопила 5 судов прямо на глазах американцев.

.................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь