В комментариях под недавней публикацией один из читателей оставил сообщение следующего содержания:
«... Мелкие купюры номиналом 1, 3 и 5 рублей образца 1961 года не были банкнотами, так как эмитировались (выпускались в обращение) Казначейством СССР. Старшие номиналы – 10, 25, 50 и 100 рублей образца 1961 года эмитировались Государственным банком СССР и потому были банкнотами...»
Зачем такую систему придумали...
Казначейство и Банк – двойная система денежного оборота. Действительно, зачем придумали такую систему? Начал отвечать и... поймал себя на мысли, что ответ вполне можно сделать отдельной публикацией. Вероятно, информация будет интересна многим. Сразу отмечу, что я не являюсь историком и экспертом в области денежного обращения в нашей стране, но всё же кое-какие знания имеются, так как немного увлечён бонистикой.
Но начну рассказ с совершенно другой темы. В 90-х годах я впервые побывал на выставке восковых фигур с экспозицией исторических личностей. Среди многих известных людей прошлого был там и Пётр I. Он стоял, опёршись одной рукой о край дубового, старинного стола, обтянутого зелёным сукном. А на столе лежала большая пачка бумажных денег. В те времена я бонистикой ещё не увлекался, про старые деньги ничего не знал. В виду того, что вплотную к столу подойти было нельзя, внимательно рассмотреть деньги не представлялось возможным. Запомнился цвет: одна половина денежного знака была розовая, другая – зеленая. И это всё.
Спустя некоторое время с женой оказались в гостях у почётного пенсионера города. Помимо трудовых заслуг он был известен как резчик по дереву и большой любитель суккулентов. У него я впервые увидел цветущие кактусы. И также он собирал деньги – от дней нынешних (на то время) до старины глубокой. Особой гордостью его коллекции была 100-рублёвая купюра невероятно огромного размера с изображением Екатерины II. Бумага была в очень плохом состоянии, рваная, с утерянными фрагментами. Впрочем, неважный сохран ничуть не удивлял – сколько лет-то прошло со времён императрицы!
Уже в третьем тысячелетии, перебирая старые вещи, в кармане куртки обнаружилась 200-рублёвка 1993 года. Затем сын у кого-то из друзей на что-то выменял 3 рубля 1961 года. С давних времён в семейном фотоальбоме лежала «16-ленточная» купюра номиналом 50 рублей 1947 года.
Задался вопросом: когда в нашей стране появились первые бумажные деньги? Стал изучать этот вопрос и был немало удивлён, узнав, что при Петре I их ещё не было! Тогда какие же деньги лежали на столе императора в экспозиции восковых фигур?
Порывшись в специализированных справочниках, нашёл я эти самые розово-зелёные деньги. Сказать, что я был очень удивлён, значит, ничего не сказать. Ими оказались 25-рублёвые кредитные билеты образца 1909 года с изображением императора Александра III.
В следующем году – в 1910-м – вышел в обращение кредитный билет номиналом 100 рублей с портретом... Екатерины II. Та самая деньга, которую я видел у коллекционера.
Стало ясно, что денежный знак с портретом исторической личности совсем не относится к эпохе его жизни и правления. В какой-то мере было разочарование – деньги оказались намного моложе, чем я предполагал.
И всё же вопрос оставался открытым и добавились новые – когда в России появились первые бумажные деньги, как они выглядели и чем казначейство отличается от банка? Первые «бумаги» появились при Екатерине II, выглядели они невзрачно, с двумя тиснениями в верхней половине внутри несложного орнамента, печатались на одной стороне, вторая сторона оставалась чистой. С казначейством и банком чуть посложнее.
Особо не вдаваясь в исторический экскурс и опустив ряд деталей, ситуация выглядела следующим образом.
Казначейство появилось намного-намного раньше банка и образовано от слова «казна». До появления бумажных денег в ходу были монеты. Иметь в кармане с десяток монет ещё куда ни шло, но чем больше сумма – тем больше вес. У простого люда были медяки небольшого номинала, максимум – серебро. Золотые монеты высокого номинала ходили у титулованных особ, но и тираж таких монет был не особо велик. В основном всё же были медяки.
Причиной появления бумажных эквивалентов денег послужил именно большой вес крупной суммы медной монетой – 1 рубль медяками весил 1 кг. При переезде человека из Петербурга в Москву (или наоборот) тащить с собой мешок мелочи было крайне неудобно. По опыту европейских государств по указу Екатерины II в 1769 году были образованы два Ассигнационных банка – в Санкт-Петербурге и в Москве. Напечатаны четыре вида ценных бумаг (ассигнации) с номиналами 25, 50, 75 и 100 рублей. К примеру: в Санкт-Петербурге человек сдаёт в банк монету на сумму (допустим) 25 рублей, ему выдаётся ассигнация и он налегке едет в Москву. В московском банке он возвращает ассигнацию и получает 25 рублей звонкой монетой. Надо отметить, обеспечивались ассигнации только медной монетой, ради них они и были введены.
Первые ассигнации не являлись деньгами в привычном смысле. По их аналогии во времена СССР были аккредитивы – в сберкассе одного города сдаёшь деньги, выдавался именной аккредитив с указанием суммы и его можно было обналичить в любой сберкассе страны. Таким образом, в поезде можно было не волноваться за крупную сумму денег, что украдут. Посторонний человек по аккредитиву деньги получить не мог.
Ассигнации не были именными и суммы в них были строго фиксированными. Например, 15 или 20 рублей обменять на ассигнацию не получится.
Надо сказать, 75-рублёвая ассигнация просуществовала совсем не долго. Народные умельцы научились искусно переделывать на «дешёвой» бумаге число 25 на 75, переписывали номинал прописью, таким образом утроив свой капитал. Уже в 1771 году ассигнацию номиналом 75 рублей перестали выпускать и вывели из оборота. Оставшиеся три номинала в единичных экземплярах дошли до наших дней. Считалось, что 75-рублёвая бумага безвозвратно утрачена. Однако нет! В 2009 году в Европе была обнаружена редчайшая ассигнация и сейчас хранится в Национальном музее Дании. Проходила информация, якобы ассигнацию предполагалось выставить на торги, но данное сообщение бонисты сочли за первоапрельскую шутку. Тем не менее, коллекционная стоимость ассигнаций первых лет выпуска исчисляется миллионами рублей.
В последующие годы номинальный ряд и внешний вид ассигнаций изменился. Из новшеств следует отметить следующее: 5 рублей печатались на синей бумаге, 10 рублей – на красной. Вспоминаем купюры СССР образца 1961 и 1991 годов: пятёрка – синяя, червонец – красный. Это не случайное совпадение, а дань прошлому. Выпуски более ранних годов также сохраняют эту традицию, введя новые цвета: 1 рубль – жёлтый, 3 и 50 рублей – зелёные, 100 рублей – светло-коричневый.
Поздние ассигнации уже ходили в обороте как полноценные деньги – ими расплачивались с торговцами, минуя походы в банк за медной монетой. В середине XIX века ассигнации заменены на кредитные билеты, вместо Ассигнационных банков появились Государственные банки. Владение монетой целиком и полностью вновь перешло в Казначейство, внимание Банков было уделено кредитным билетам номиналом от одного рубля и выше. Кроме этого, с 1831 года Казначейство выпускает в обращение свои краткосрочные (на 1 год) и долгосрочные (на 25 лет) билеты для покрытия дефицита государственного бюджета. Знаменитые 20- и 40-рублёвые «керенки» от 1917 года, выпущенные Временным Правительством, также являлись казначейскими денежными знаками. В продаже на коллекционном рынке можно встретить блоки из двух, четырёх и более штук неразрезанными. У бонистов ценятся полные неразрезанные листы по 40 шт – 5х8. Ещё можно отметить такой факт: у кого был доступ к типографии, не подделывал «керенки» только ленивый.
Казначейские билеты времён СССР выполняли функцию разменных денег наравне с монетами от одной копейки до одного рубля. Денежные знаки номиналом от 10 рублей и выше были в ведении Государственного банка СССР, а потому являлись банкнотами (от анг. Bank Note – банковская расписка). Казначейские билеты банкнотами не являлись.
При обновлении купюр в 1991 году казначейские билеты больше не печатались. Все номиналы, включая и мелкие – так называемые «разменные», эмитировались уже Государственным банком. В настоящее время Казначейство осуществляет контроль и учёт кассовых операций, надзор в финансово-бюджетной сфере и пр.