Все мы знаем, что Ганнибал проиграл Риму. Но что если я скажу, что у него был таки шанс выиграть. Правда не ту реальную, имевшую с самого начала значительную степень предопределённости, а идеальную. Напомню, что весь план Ганнибала по нападению на Рим строился из того, что если не напасть сейчас, когда Рим не готов к схватке, то через 5-10-15 лет он будет готов и инициатива будет уже на его стороне. Поэтому бить следовало первым и навязывать свои условия войны. Эти предпосылки были и верные и неверные одновременно: Рим на тот момент вполне устраивало сдерживание Карфагена через союзников, к масштабной войне с пунами Республика была не готова. Только-только победительные легионы Рима перешли реку По и отхватили себе кусок Галлии, мятежный и постоянно подкидывающий проблем. Впереди был выход к предгорьям Альп и установление контроля за перевалами для исключения всякой опасности для Италии. В то же время Республика всё сильнее втягивалась в внутригреческие дела, присматриваясь к Иллирии, через которую было удобно войти в богатейшую по сравнению с Италией Грецию. Причём зёрна конфликта уже были посеяны, римляне уже были на шаг от войны с Македонией. Столкновение с пунами если и было на повестке, то в очень далёкой перспективе.
Поэтому, почему бы Ганнибалу, по здравому размышлению не подождать, когда Рим втянется, таки, в войну в Греции и будет совсем не готов к войне с пунами. Такая задержка не могла сильно изменить баланс сил в пользу римлян, но позволяла выбрать наиболее удачный момент для атаки. Выигранное время можно было потратить на упрочение положения в Испании, налаживание шпионских сетей в Италии, а еликий пуниец был хорошо известен своей тягой к использованию лазутчиков и диверсантов, создание союза с галльскими общинами в захваченной Римом Транспаданской Галлии и за её пределами. Основная цель была проста: знать всё важное, что происходит в Италии и подготовить масштабное восстание галлов (в реальности удару Ганнибала по Италии как раз предшествовало такое). Подготовку к войне с Македонией Рим вряд ли смог скрыть, тем более, что Ганнибал мог и посодействовать её развязыванию, подначивая македонцев. Получив сообщение о подготовке римлян к выступлению, Ганнибал должен был отмобилизовать армию (собрать племенные ополчения, которые были его основной живой силой), но вместо нападения на Сагунт, которое в реальности стало первым актом войны и раскрыло римлянам сам факт планируемой агрессии, выдвинуться на север Испании.
Главным условием для начала выдвижения в Италию должно было стать известие об отплытии легионов в Иллирию. Рим имел всего 6 легионов в тот момент, 2 из них были бы отправлены в Иллирию, ещё 2 находились постоянно в Транспадане, защищая подступы к Италии и предупреждая восстание галлов. Оставшиеся 2 держались в резерве на случай осложнений и могли в любой момент быть также переброшены в Грецию. Итого – от 2 до 4 легионов в Италии. Т.е. на 2 легиона меньше, чем в реальности. А далее, в чём прелесть плана: так как римляне не знают точно зачем Ганнибал собрал армию и двинулся на север, то и адекватно принять меры они не могут: пуны ведь могли идти вовсе не на Рим, выдвигать армии на перехват было рискованно, а потому диспозиция не меняется – римляне выжидают. Ганнибал же быстрым маршем повторяет свой путь в Италию, сваливается как снег на голову римлянам, уже размягчённым восстанием галлов, которое вспыхнет по команде шпионов Ганнибала (как и в реальности). Можно было идти вдоль берега, чем выиграть темп, но тут Ганнибал стоял перед выбором - либо скорость, либо внезапность, так как передвижение вдоль побережья было гораздо легче выявить. После чего Ганнибал повторяет свои победоносные Треббию и Тичино, уничтожает римлян и… всё. Римская армия в Италии заканчивается.
Внезапный удар без объявления войны в спину уже сражающемуся государству – бесчестно? Зато разумно. В итоге никакие римские армии не угрожают Испании и сухопутный путь к Ганнибалу остаётся открытым, позволяя перекидывать подкрепления. Пуны могут спокойно высаживаться в Сицилии, так как никакой обороны там толком и нету. Единственные резервы связаны боями в Греции и могут быть отозваны только спустя время – которого нет. Для массовой мобилизации тоже нужно хотя бы пара месяцев. В итоге Ганнибал на некоторое время становится властителем положения: перед его войском, хоть и уставшим, но лежит стратегическая пустота – иди бери Рим, никто не сможет помешать. Если Ганнибал до наступления зимы вторгнется хотя бы в Этрурию, то кампания следующего года будет для Рима гораздо более сложной, а у Ганнибала будет уже прочная ресурсная база. Весной Ганнибал сможет получить подкрепления, достаточные чтобы оперировать двумя армиями, что открывает ещё больше тактических и стратегических возможностей. Фабий Кунктатор может сколько угодно гоняться и убегать от Ганнибала в реальности, но от двух армий ему уже не убежать.
И тут главное не забывать, что единственный союзник пунийцев - это скорость. Нужно как можно скорее разбить полевые армии врага и осадить Рим. В случае успешной высадки на Сицилии, Республика окажется охвачена с двух сторон. Канны? Они не нужны, если Рим будет в плотном кольце. Даже если римляне соберут сильную полевую армию и попытаются кошмарить тылы, то из-за отсутствия качественной конницы они не будут иметь преимущества манёвра перед Ганнибалом, а значит гений тактики сможет их рано или поздно поймать за руку и переиграть, снова. Всё же Ганнибалу римляне проиграли почти все сражения. А дальше осада и штурм Рима, так как просто сдать город даже из-за голода – это не по-римски. Взяв Вечный город, Ганнибал сможет не только навязать римлянам позорные условия, он сможет пошатнуть доминирование Рима в Италии, отколоть общины юга, вернуть Сицилию и Сардинию. Успех? Возможно, но чтобы перебить хребет Риму потребуется нечто большее. Поэтому это будет не мир, а всего лишь перемирие на два десятка лет. И смог бы Ганнибал правильно воспользоваться им – вопрос на миллион.
Автор - Владимир Герасименко