С чем ассоциируется ваш идеальный вечер? Просмотр любимого кино или сериала вместе с друзьями? Или, может быть, вы любитель завернуться под одеяло и с чашечкой ароматного кофе погрузиться в таинственный и захватывающий мир книги? Но каждый раз мы встаём перед выбором: что бы посмотреть или почитать? И здесь возникает несколько вариантов: отдать предпочтение малоизвестным кинокартинам, выбрать «нетленку» или найти фильм в списке «блокбастеры этого года» или «лучшие фильмы последнего десятилетия». Первый вариант мы отметаем сразу, потому что есть риск испортить вечер (а вдруг будет скучно?). Второй вариант – пересматривать любимые фильмы, которые прошли проверку временем. Они точно смогут поднять настроение, и не придется переживать о том, окупится ли потраченное на фильм время. Но просмотренные до дыр фильмы не вызовут у нас новых эмоций и впечатлений, мы не будем так переживать за героя, ведь точно знаем, что в конце все будет хорошо.
Предположим, что путём таких умозаключений мы остановились на третьем варианте и решаем выбрать классный блокбастер/бестселлер на вечер. И сразу скажу, что такой способ выбора довольно неплохой: даже если вам не нравится массовая культура, иногда в ней встречаются действительно интересные находки.
Сначала о кино. Чем может быть хорош блокбастер?
Представьте себе, сколько новых фильмов за год выходит в мире! Индия –страна с самым большим показателем производства кинолент (превышает 1100 фильмов в год). В Голливуде ежегодно выходит от 600 до 1000 новых кинокартин. В России эта цифра обычно находится в интервале от 100 до 120. Лишь малая часть отснятых фильмов выходит в широкий прокат, и даже те, что уже добрались до масс, могут с треском провалиться в прокате. То же самое касается и книг: в России издаётся около 110–120 тыс. наименований книг в год, но лишь единицы находятся в списках «выбор читателя» и заслуживают премий и наград. Коммерческий продукт смело можно назвать блокбастером только в случае, если он успешно проходит все испытания: окупается в прокате, вызывает неугасаемые дискуссии, продолжительное время уже после выпуска транслируется по ТВ, многократно загружается на различные сайты, и в итоге приносит значительный доход. В это понятие входит не только большой заработок: фильм-блокбастер как правило вызывает бесконечные дискуссии и споры. О нем говорят везде: и критики, которые имеют прямое отношение к киноиндустрии, и блогеры в интернете, и обычные пользователи, которые оставляют комментарии о фильме и делятся впечатлениями.
Почему люди больше не хотят смотреть блокбастеры?
Конечно, блокбастеры – это не фильм «на подумать». Самые кассово успешные кинокартины нацелены на широкую аудиторию – и в этом их плюс и минус. Задача блокбастера – понравиться как можно большему количеству людей – и она выполняется на ура. В нём обычно присутствует всё, что нужно, чтобы расслабиться после рабочего дня: большое количество спецэффектов, яркая и красивая картинка, понятный сюжет (линейный), противостояние «добра» и «зла», и конечно же, любовная линия, за которой зритель следит до последнего кадра. Такой фильм идеально подойдёт для компании. Но качество таких картин оставляет желать лучшего. Блокбастеры никогда не могли похвастаться нетривиальным сюжетом, интересной, непохожей на других задумкой, и всё, что они зачастую собой представляют — это «жвачку».
Однако иногда стоит обратить внимание на очередной популярный фильм хотя бы по причине того, что много людей уже оценили этот продукт, а сам он смог выйти на широкого зрителя, несмотря на большую конкуренцию . Так мы понимаем, что чем-то он всё-таки смог зацепить аудиторию. Следует понимать, что у таких фильмов совсем другая функция: отвлечь зрителя от текущих проблем, расслабить, где-то насмешить, где-то растрогать, в общем – вызвать эмоцию, чтобы человек захотел пойти на вторую часть, потом на третью и так далее.
А что с бестселлером?
В отличие от блокбастера, бестселлер – немного другое явление. И дело не только в том, что это книги, а не фильмы. Безусловно, блокбастер и бестселлер связывают большая выручка и многомиллионная аудитория. Но если блокбастер – это нечто, стремящееся увлечь зрителя «здесь и сейчас», то бестселлером необязательно становится «легкое чтиво». Так, если одними из успешных блокбастеров считаются «Форсаж», «Трансформеры», фильмы, не претендующие на сюжетную глубину, то среди книжных бестселлеров нередко попадаются стоящие своих денег находки. Так, в свое время бестселлерами стали: «451 градус по Фаренгейту», «Старик и море», «Над пропастью во ржи». И пусть эти книги также считаются массовой литературой, ничто не мешает им сохранять статус культовых произведений. Книжное сообщество зачастую оказывается требовательнее «диванных кинокритиков», поэтому в списки популярной литературы нередко выходят романы с неплохим сюжетом и различными смысловыми пластами. Если разбирать корни этого явления, то можно связать это с восприятием книг и фильмов. Чтение книг всегда считалось более серьезным занятием, чем просмотр фильмов. С детства нам говорят: «хватит смотреть фильмы, иди книжку почитай». Безусловно, такое воспитание дает свои плоды в будущем. На книгу мы смотрим с отвращением, потому что это «обязаловка», а фильмы помогают расслабиться и не рождают желание подискутировать.
Ситуация особенно обостряется и в наше время, когда большой текст стало намного сложнее воспринимать, да и нужда штудировать сотни книг для получения нужной информации исчезла. Если человек серьёзно и основательно берётся за чтение, то шанс, что выбранная им книга окажется качественной, повышается. Почему? Найти «хорошую» литературу намного проще, чем «хорошие» фильмы. Обостряет ситуацию и то, что «годные фильмы» редко показывают в кино: всё рассчитано на массового зрителя, так как киноиндустрия в большей степени строится на деньгах, чем на идейности. Как хорошо, что всё больше и больше появляется спрос на онлайн-кинотеатры, а там выбор фильмов внушительней.
Связь популярной литературы и популярных фильмов
Предположим, что ваша книга стала бестселлером, каким будет следующий шаг? Многим писателям после успешного выхода предлагают экранизировать роман. Это выглядит заманчиво: появятся новые фанаты вашего творчества, популярность книги возрастёт, а значит, подскочат и продажи. Казалось бы, если книга выстрелила, то и фильм точно не провалится. Однако это не так. Тут следует помнить о том, что фильм строится иначе, чем книга, и конечный успех зависит от многих факторов. В первую очередь необходим хороший сценарист, способный выделить самые главные сцены и диалоги романа, который также по возможности сможет договориться с автором о написании дополнительных сцен. Важной составляющей фильма является его актёрский состав – и чем больше бюджет, тем более известных актеров можно приглашать на кастинг. Известный актёр зачастую выступает визитной карточкой кинокартины: благодаря звёздному составу у фильма есть намного больше шансов стать популярным, ведь ни для кого не секрет, что многие люди идут в кино ради любимого актёра. Также создателям картины необходимо подумать и об актёрах дубляжа, ведь от этого зачастую зависит мировой успех киноленты.
Также стоит подумать над тем, какой тип экранизации более всего подойдёт для выбранного романа: вольная или же с точным копированием сюжета. Очень часто после прочтения книги зрители из-за уже сложившихся представлениях о героях остаются недовольны фильмом. Также некоторые сцены в фильмах могут быть урезаны или вообще не показаны, в то время как читателю они казались очень важными. Хорошим выходом здесь может стать новая тенденция в кинематографе: создание фильма «по мотивам» книги. В таком случае зрители не смогут пожаловаться на то, что сюжет и герои не совпадают с книжной версией: в таком жанре может быть своё видение и своя интерпретация произведения.
В кинематографе существуют также и хорошие примеры, когда экранизация принесла книге всемирную славу («Бойцовский клуб», «Побег из Шоушенка», «Остров проклятых»), но есть и плохие («Бумажные города», «Эрагон», «Седьмой сын»). Чего только стоят бесконечные споры между фанатами книг и поклонниками фильмов вселенных «Гарри Поттера» и «Властелина колец»! Первые критикуют экранизации за их несоответствие сюжету первоисточника, вторые стоят на том, что, если бы не фильмы, не было бы и всемирной славы. В любом случае, решение об экранизации книги – очень сложное, неоднозначное и требующее взвесить все «за» и «против» дело, так как фильм может не только привлечь новую аудиторию, но ее и оттолкнуть старую.
Спасет ли книгу хороший перевод?
Как и для фильма, для верного восприятия книги за пределами родины ее оригинала необходим качественный перевод на другие языки, особенно если этот роман – мировой бестселлер. Иногда происходит так, что перевод выигрывает у оригинала – и это довольно неплохой вариант развития событий. Хуже, когда перевод меняет восприятие истории, делая текст бездушным, и не передаёт в полной мере юмор автора или стиль повествования в общем. Для того, чтобы такой ситуации не возникло, стоит придерживаться нескольких правил:
1) Не переводить текст дословно, а обращать внимание на основную суть (смысл) сказанного;
2) Необходимо учитывать культурные особенности (менталитет) той страны, где издаётся книга (например, давать пояснения некоторым названиям и явлениям, которые существуют только на языке оригинала);
3) Постараться в полной мере донести до читателя особенности авторского стиля и речи главных героев.
Текст: Вика Челпанова (2 курс)
Редактор: Катерина Малова (3 курс)
#литература #филология #бестселлеры #лучшие фильмы #популярные книги #гарри поттер #властелин колец #абитуриентам #школьникам #hsespb