"Вы бы сюда ещё дизель затащили!"- громко возмутился один из стоящих рядом с нами (с четырёх сторон плотно обступившими вертикально стоящий и поддерживаемый нами кусок выхлопного коллектора (размером с человека) одного из главных дизелей нашей ПЛ) пассажиров плотно забитого людьми икаруса-гармошки...
История эта начиналась с маленького отверстия, которое образовалось в результате коррозии охлаждающей рубашки выхлопного коллектора левого главного двигателя ПЛ 641 проекта, которая базировалась в бухте Малый Улисс Японского окраинного моря Тихого океана.
Со временем отверстие стало увеличиваться и при работающем дизеле это стало приводить к большой потере воды. Попытки заклеить эпоксидкой - не увенчались успехом. Остался один вариант - заварить. Рубашка коллектора была изготовлена из алюминиевого сплава и командованием было принято решение демонтировать часть коллектора и заварить отверстие аргонной сваркой на судоремонтном заводе.
А сделать это надо было, как всегда, в кратчайшие сроки, так как лодка готовилась к очередному выходу в море.
Найти машину, выписать пропуска на ввоз и вывоз детали с режимного предприятия, утверждение ремонтных ведомостей и прочая бумажная волокита - всё это сулило не одним днём ремонта, что могло привести к срыву выхода лодки в море. Поэтому было принято решение выполнить задачу по флотски - быстро и напористо.
Командование бригады смогло нам выделить торпедолов для заброски нас на завод со стороны моря.
Но это был "билет в один конец". Торпедолов уходил на задание и забрать нас обратно с завода уже не мог. Поэтому нам была дана команда проявить военно-морскую смекалку и выполнить задачу без привлечения дополнительных сил и средств.
Наша спецгруппа, в составе: меня, как старшего группы, трёх матросов и секции выхлопного коллектора, десантировалась со стороны моря на территорию "Дальзавода".
Найти нужный цех, нужного сварщика и заварить - не составило особого труда. Правда, не могу припомнить, как мы рассчитались со сварщиком. Возможно - изделием "0,5/96". В те времена на флоте - это была самая ходовая расчётная единица.
Теперь оставалось только покинуть территорию завода и добраться до "родной" эскадры.
Границы режимного завода охраняли стрелки военизированной охраны с ружбайками.
Они несли дежурство в будках, которые были расположены через определённое расстояние вдоль высокого заводского забора. Нам удалось найти такой участок забора, который почему-то не просматривался из ближайших, находящихся к нему, сторожевых будок.Как раз в этом месте, за забором, росло огромное дерево, одна из веток которого немного выглядывала на охраняемую территорию. Мы понимали, что риск был велик, так как подстрелить нарушителя - для охраны было "за счастье". Они получали за это премию. Но поставленную задачу надо выполнять и мы ринулись "на баррикады".
Сначала подсадили на забор одного матроса, потом - другого. Один из них залез на ветку дерева и перекинул через неё предусмотрительно взятый нами с собой линь, к которому мы и подвязали нашу железку. Двое тянули за канат за забором, а двое подталкивали с этой стороны. Наконец-то коллектор оказался за преградой и мы, оглядываясь по сторонам, также перелезли через высокие плиты.
Подхватив огромную деталь, быстрым шагом двинулись вверх по склону сопки, туда, где проходила дорога. Выйдя к ней в районе автобусной остановки, мы перевели дух и осмотрелись. Погони за нами не было, а на остановке находилось много людей, так как приближался час пик. Народ возвращался с работы. Решили садиться в заднюю дверь икаруса-гармошки, там у него просторная площадка...
Автобус был плотно набит человеческими телами. Некоторые из близкорасположенных от нас пассажиров были возмущены и недовольны соседством с огромной, пахнущей выхлопной гарью, деталью. Подумалось: "Странные люди. Мы их защищаем, а они не могут потерпеть и возмущаются."
Доехали до остановки пересадки. На остановке - народа в три раза больше, чем на прежней. Стоят плотными рядами. Не протолкнуться. Принимаем решение ловить попутную грузовую машину. Останавливаем КАМАЗ-самосвал.
За определённую сумму из собственного кармана договариваюсь с ребятами, чтобы они довезли нашу железку и одного моряка до базы. Забрасываем коллектор в кузов и отправляем КАМАЗ. Потом проталкиваемся в икарус и прибываем в эскадру. Задача выполнена. Потери (кроме финансовых) - отсутствуют. С возвращением в родную гавань!