Вы любите старые советские комедии? Мы с котом Онфимом — да. Выдающееся место среди них занимают работы Леонида Гайдая, которые по-прежнему пользуются большой любовью в нашей стране. Но — так уж получается — время идет, и сегодня мы не всегда понимаем все шутки, которые закладывались в кинофильм сценаристами и режиссерами. Вот три таких шутки из комедии «Операция Ы» (1965 год).
1. «Никакого модернизма! Никакого абстракционизма!»
Помните первые кадры «Операции», в которых герой Вицина («Трус») продает безвкусные настенные коврики и керамических кошек? Покупателей он зазывает словами: «Никакого модернизма! Никакого абстрационизма!».
Помимо того, что эта реклама звучит смешно сама по себе, это еще и актуальная в 1965 году политическая шутка: в октябре 1964 года был снят с поста первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР Никита Хрущев. В 1962 году Хрущев посетил выставку творческого объединения «Новая реальность», художники которого работали в технике абстракционизма.
Картины поразили Хрущева, не признававшего ничего, кроме социалистического реализма, до глубины души. Он орал на художников: «Вы что — мужики или пи*** проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть? Кто автор?». С этого началась кампания против художников-абстракционистов в советской прессе.
Поэтому призывы Труса покупать «творчество» без модернизма и социализма — это не только смешная присказка, но и маленькая месть Хрущеву за собратьев по творческому цеху.
2. Петухов С. Д.
У директора базы, который разворовал государственное имущество и теперь боится ревизии, висит на двери табличка: «Петухов С. Д.». Почему его зовут именно так?
Дело в том, что точно такое же имя носил персонаж-бюрократ в более раннем фильме Гайдая — «Жених с того света». Из этого фильма, жестко критиковавшего советскую бюрократию, цензура вырезала так много материала, что из полнометражного он стал короткометражным, а прокат фильма был сильно ограничен. Поэтому табличка о Петухове на двери — это такая фига в кармане, которую Гайдай показал цензорам из министерства культуры.
3. Образ Никулина («Балбеса») с гитарой
Есть еще одна шутка, которую может не считать современный зритель: это Балбес, напевающий жалостливую песню под гитару.
На этот раз это шутка не над политиками и цензорами, а над коллегами-кинорежиссерами. Дело в том, что в кино времен хрущевской оттепели использовался стандартный прием раскрытия характера главного героя — его игра под гитару в один из важнейших моментов фильма.
Гайдай дает гитару в руки не романтическому, сильному, искреннему герою, как это было принято до него, а откровенно непутевому и, в общем-то, отрицательному герою Балбесу.
Это намёк на то, что подобное раскрытие персонажа уже стало штампом, приелось зрителю. Впрочем, это не помешало советским режиссерам еще пару лет пользоваться этим осмеянным приемом.
Ставьте лайки и подписывайтесь! Про кино мы с Онфимом пишем редко, но другие темы тоже могут быть вам интересны: например, про Ватиканскую библиотеку или библиотеку Ивана Грозного.