Мне вообще не везет с чайниками в съемных квартирах. Это уже третий! За годы активных путешествий ломалось и другое: фен, посудомоечная машина, водонагреватель, дверные ручки, посуда. Кто должен оплатить ущерб, если я точно знаю, что не виновата? Расскажу, что мне удалось узнать на личном опыте.
Почти все квартиры, о которых пойдет речь в статье, я снимала через AirBnb. На всякий случай напомню, что это международный сервис надежного бронирования жилья в любых странах.
Компромисс
Мой первый электрический чайник сломался в квартире, которую я арендовала на полгода. Чайник почти сразу вышел из строя, потому что был старым. Я это знала, но все равно побоялась сказать хозяйке и купила новый. Сообщила через пару недель, когда набралась смелости (меня можно понять – это моя первая поломка в чужой квартире). Она меня поблагодарила.
Позже в этой же квартире «полетела» плита. Тут я уже не растерялась. На мое сообщение хозяйка сразу ответила: «Так ей уже столько лет! Неудивительно! Завтра заменю».
Как видите, сказать стоило. Хозяйка квартиры понимала, что ее техника старовата. Она бы и чайник заменила бесплатно. Но я не жалею, что сделала это сама.
Полное понимание
Мой второй чайник сломался в съемной квартире в Таиланде. Владелец дома жил по соседству. Поэтому я взяла сломанный чайник и отправилась извиняться и выяснять, кто должен заплатить за замену. Справилась за минуту.
Наш диалог звучал примерно так:
- Привет! У меня сломался чайник. Я не знаю, что случилось…
- Окей!
Забрал чайник, ушел. Тут же вернулся с новым. «Окей?» – говорит таец. «Окей! Спасибо!» – отвечаю я и убегаю. Приятно иметь дело с такими хозяевами!
Вывод: адекватные (или ленивые, как тайцы) знают, что любая техника со временем изнашивается. И меняют ее без вопросов.
Серьезные поломки
В съемной квартире в Будапеште у меня сломался водонагреватель. Я написала хозяину через AirBnb. Он сразу вызывал ремонтника. И тысячу раз извинился, что «украл» у меня несколько часов отпуска (мне нужно было сидеть в квартире, пока мастер чинит бойлер). Денег с меня не взял.
То же самое было в Батуми, когда сломался газовый котел. Хозяин заранее рассчитался с работниками и извинился, что эта ситуация отняла мое время.
Вывод: если случилось что-то серьезное, как можно скорее сообщите об этом хозяину. Вряд ли они потребуют деньги с вас.
Возмещение ущерба
Бывают и неприятные ситуации. Например, со мной она произошла в Батуми (уже в другой квартире – не там, где хороший хозяин бесплатно починил газ). У меня сломался фен. Он изначально выглядел хлипким и работал с перебоями. Да и на вид ему было лет 15. И вот однажды он совсем заглох. Я сообщила хозяйке. Она сказала, что я обязана купить новый. Я попыталась объяснить, что фен явно родом из начала 2000-х, и он изначально плохо работал. Но аргументы не помогли. Пришлось купить, чтобы не потерять залог.
Кто должен платить?
Обычно в договоре аренды прописано, что за все поломки несем ответственность мы – квартиросъемщики. На AirBnb такой момент тоже оговорен. Хозяин имеет право выставить гостю счет. Но при этом он обязан предоставить фото, подтверждающие испорченное имущество. А также чек на оплату ремонта или покупку новой вещи. Его придется оплатить.
Но опыт подсказывает мне, что лучше всегда признаваться честно. Если вы что-то сломали (или «оно само»), сообщите хозяину и разберитесь лично. Чаще всего владельцы квартир понимают, что вещи изнашиваются.
Иногда хозяева даже знают, что что-то сломано, но почему-то не сообщают, пока не спросишь. Так, например, в одной из квартир я обнаружила неработающую посудомойку. Так перепугалась, что сразу написала хозяйке. Она беспечно сказала: «А, да. Я забыла предупредить». Как-то неприятно было...
Кто виноват?
Сейчас я снова в такой ситуации. Въехала в квартиру в СПб и поняла, что чайник работает через раз. Видно, что он недешевый: умная система подогрева, датчик температуры, сенсорное управление... И мне впервые за долгое время страшно сказать хозяйке, что что-то не так. Вдруг заставит покупать?
Как думаете, сказать сразу или после выезда? А может, вообще ничего не говорить? Ведь он не совсем сломан. Просто иногда не работает.
Сталкивались ли вы с проблемами в съемных квартирах? Если нет, то как бы поступили на месте тех, кто что-то испортил или обнаружил поломку?