Найти тему
Хожу в море

Что важнее всего в море? О конвенции СОЛАС-74/88.

Спасательный круг
Спасательный круг

В моих должностных обязанностях первой строкой прописаны следующие слова:"Капитан имеет ультимативное право принимать любые решения для сохранения жизней членов экипажа, судна и груза." Именно в таком порядке, - жизни всегда на первом месте.

Так вот всё, что касается безопасности человеческой жизни на море регламентируется конвенцией СОЛАС - SOLAS (Safety of Life at Sea), принятой в 1974 году и поправленной в 1988. На основе этой конвенции разработаны кодексы и правила, детально расписывающие требования к конструкции, количеству, расположению спасательных, противопожарных и иных средств, имеющих отношение к безопасности моряков, судов, и грузов.

Спуск шлюпки на воду для тренировки
Спуск шлюпки на воду для тренировки

Ранее я писал о требованиях конвенции ПДМНВ, так вот большая часть тренингов, требуемых этой конвенцией, тесно связана с СОЛАС.

На судне множество документов, процессов, систем, работающих и должных работать в соответствии с требованиями конвенции. Обычно их называем конвенционными. Один из таких процессов - регулярные тренировки и учения на борту.

СОЛАС устанавливает требования по проведению ежемесячных учений по борьбе с пожаром, оставлению судна, спасению человека за бортом. Раз в два месяца должны проводиться тренировки по спасению человека из замкнутого помещения, раз в три - спуску и маневрированию спасательных шлюпок.

Шлюпка спущена и маневрирует на акватории английского порта Феликстоу.
Шлюпка спущена и маневрирует на акватории английского порта Феликстоу.

Морские Администрации могут устанавливать более строгие правила для судов, плавающих под флагами их стран. Так, например, когда я ходил на судах под флагом Великобритании и Гонгконга, сборы по пожарной и общей тревоге проводились еженедельно.

К сожалению, администрации портов не всегда идут навстречу в вопросе спуска шлюпки (а делаем мы это обычно в портах и на якорных стоянках). Поэтому я запрашиваю разрешение на спуск и маневрирование в каждом порту заранее. Если дадут, то при благоприятной погоде и невысокой активности в порту, спускаем шлюпки чаще, чем раз в три месяца.

Морские пожарники на камбузе
Морские пожарники на камбузе

В части противопожарных мер у нас ежемесячно проводятся учения с полным использованием персональной амуниции. Место пожара каждое учение разное: в трюме, в контейнере на палубе, на камбузе, в иных помещения надстройки, в бойлерной, в рулевом помещении, в машинном отделении, в дизель-генераторной, и т.д. Играем тревогу, надеваем костюмы, используем аппараты сжатого воздуха, проверяем пожарные насосы и рукава, огнетушители, местные стстемы пожаротушения (некоторые только в тест режиме, другие в реальности).

Спасаемый упакован для эвакуации.
Спасаемый упакован для эвакуации.

Для проверки судна на соответствие требованиям СОЛАС проводятся регулярные инспекции и аудиты как самими моряками, так и: портовыми властями (PSC -port state control), классификационными обществами (external ISM (International Safety Management) audit), администрациями стран флага (flag state inspection), внутренними компанейскими аудиторами (internal ISM audit).

Симулятор взрывного устройства для поиска во время соответствующего учения.
Симулятор взрывного устройства для поиска во время соответствующего учения.

Думаю, что не ошибусь, назвав SOLAS-74 самой важной конвенцией в нашей отрасли.

P.S. Знаете песню Владимира Высоцкого о человеке за бортом? Есть там такие слова"И я уверен, если что-нибудь,

- Мне бросят круг спасательный матросы".

#контейнеровоз #моряк #моряки #солас #solas #море #флот