В моих должностных обязанностях первой строкой прописаны следующие слова:"Капитан имеет ультимативное право принимать любые решения для сохранения жизней членов экипажа, судна и груза." Именно в таком порядке, - жизни всегда на первом месте.
Так вот всё, что касается безопасности человеческой жизни на море регламентируется конвенцией СОЛАС - SOLAS (Safety of Life at Sea), принятой в 1974 году и поправленной в 1988. На основе этой конвенции разработаны кодексы и правила, детально расписывающие требования к конструкции, количеству, расположению спасательных, противопожарных и иных средств, имеющих отношение к безопасности моряков, судов, и грузов.
Ранее я писал о требованиях конвенции ПДМНВ, так вот большая часть тренингов, требуемых этой конвенцией, тесно связана с СОЛАС.
На судне множество документов, процессов, систем, работающих и должных работать в соответствии с требованиями конвенции. Обычно их называем конвенционными. Один из таких процессов - регулярные тренировки и учения на борту.
СОЛАС устанавливает требования по проведению ежемесячных учений по борьбе с пожаром, оставлению судна, спасению человека за бортом. Раз в два месяца должны проводиться тренировки по спасению человека из замкнутого помещения, раз в три - спуску и маневрированию спасательных шлюпок.
Морские Администрации могут устанавливать более строгие правила для судов, плавающих под флагами их стран. Так, например, когда я ходил на судах под флагом Великобритании и Гонгконга, сборы по пожарной и общей тревоге проводились еженедельно.
К сожалению, администрации портов не всегда идут навстречу в вопросе спуска шлюпки (а делаем мы это обычно в портах и на якорных стоянках). Поэтому я запрашиваю разрешение на спуск и маневрирование в каждом порту заранее. Если дадут, то при благоприятной погоде и невысокой активности в порту, спускаем шлюпки чаще, чем раз в три месяца.
В части противопожарных мер у нас ежемесячно проводятся учения с полным использованием персональной амуниции. Место пожара каждое учение разное: в трюме, в контейнере на палубе, на камбузе, в иных помещения надстройки, в бойлерной, в рулевом помещении, в машинном отделении, в дизель-генераторной, и т.д. Играем тревогу, надеваем костюмы, используем аппараты сжатого воздуха, проверяем пожарные насосы и рукава, огнетушители, местные стстемы пожаротушения (некоторые только в тест режиме, другие в реальности).
Для проверки судна на соответствие требованиям СОЛАС проводятся регулярные инспекции и аудиты как самими моряками, так и: портовыми властями (PSC -port state control), классификационными обществами (external ISM (International Safety Management) audit), администрациями стран флага (flag state inspection), внутренними компанейскими аудиторами (internal ISM audit).
Думаю, что не ошибусь, назвав SOLAS-74 самой важной конвенцией в нашей отрасли.
P.S. Знаете песню Владимира Высоцкого о человеке за бортом? Есть там такие слова"И я уверен, если что-нибудь,
- Мне бросят круг спасательный матросы".
#контейнеровоз #моряк #моряки #солас #solas #море #флот