Найти тему
Дестрой

КБЖД в деталях ч.15: Железнодорожная станция Порт "БайкалЪ"

Завершая тему КругоБайкальской Железной Дороги, в заключительной части нашего многосерийного обзора, мы расскажем про порт со станцией Байкал, откуда до постройки КБЖД причаливал паромный ледокол, перевозивший поезда через Байкал.

-2

Но в этот раз мы начнём маршрут с мыса Рогатка на другом берегу вытекающей из Байкала Ангары.

-3

Грузимся на паром с названием "Байкальские Воды".

-4
-5
-6
-7
-8

И отплываем. Вода здесь чистейшая и кажется будто до дна можно достать рукой, но на самом деле здесь очень глубоко.

-9

Вот вдали уже и показался сам порт у мыса Малый Баранчик, где до постройки КругоБайкальской Железной Дороги, соединившей Сибирскую железную дорогу, располагались пирс для ледокольного парома "Байкал" и работавшего с ним в паре ледокола "Ангара", о которых мы когда-то уже писали подробные статьи.

Эти пристани использовались для погрузки паровозов и рельс, грузов и товаров, ну и конечно пассажиров.

-10

На месте бывшего пирса для ледокола теперь стоит огромный плавучий док.

-11
-12
-13

И множество различных теплоходов.

-14
-15
-16

Выходим на берег.

-17

Какие белые красавцы.

-18

И движемся к железнодорожной станции при порте.

-19

Станция была основана на 71 километре ещё в конце XIX века до начала строительства КБЖД и была тупиковой, а самый первый поезд на эту станцию пришёл ещё осенью 1898 г. Отсчёт километража здесь идёт от бывшей станции "Иннокентьевская" в Иркутске.

В 1898 г. на станции появился первый вокзал, позже появилась и другая инфраструктура с различными зданиями вплоть до паровозного депо с разворотным кругом. Постепенно строились новые причалы для переправы, маячное хозяйство и т.д.

Во время строительства КБЖД в 1904 г. на станции был построен новый деревянный вокзал, появились новые жилые дома и при станции образовался небольшой посёлок. Инфраструктура росла, появлялись новые пути с тупиками, а с 1904 г. по КБЖД началось движение.

Более подробную историю строительства самой "Кругобайкалки" мы рассказывали в первой части нашего длинного рассказа.

-20

Ну а мы не будем в этот раз грузить вас бесконечным текстом исторической справки, а просто пройдёмся по станции и заглянем в местный музей при ней.

-21

Этот паровоз Л-4657 был построен в 1953 г. на Ворошиловградском заводе в Луганске.

-22
-23

Рядом стоит паровозная колонка для заправки водой.

-24

В момент нашего визита на самой станции шла реконструкция. Сейчас она выглядит гораздо красивее.

-25

Здание второго вокзала. Оно было реконструировано в 2000-х гг.

-26

И значительно изменилось.

-27

А внутри действует музей истории строительства и эксплуатации КБЖД.

-28

С множеством различных экспонатов и классных макетов.

-29

Макеты сделаны очень качественно и показывают как именно происходило строительство тоннелей КБЖД.

-30
-31
-32

Есть здесь и макет самой станции с портом.

-33

Здесь и первый вокзал, и разворотный круг для паровозов.

-34

И пирс для паромного ледокола "Байкал" с доком для ледокола "Ангара", который работал с ним в паре.

-35
-36

Макеты мостов.

-37
-38
-39

И паровозов с вагонами.

-40
-41
-42

Различные элементы железнодорожного пути разных времён.

-43
-44

Старые рельсы как царских времён.

-45

Так и сталинских.

-46

Инструменты.

-47
-48
-49

Образцы местной геологии.

-50

Экспонаты времён Гражданской войны.

-51
-52

Различные лампы и светильники.

-53
-54

И даже утюги со швейными машинками.

-55
-56
-57

В общем очень много всего.

-58

А на стенах висят стенды с историческими фотографиями и документами.

-59
-60

А также очень много фото времён строительства.

-61
-62

Как готовых объектов.

-63

Так и строящихся.

-64

Чертежи с сечениями.

-65
-66

Деревянная крепь.

-67

Проходка опорной штольни.

-68

Забой.

-69

Возведение моста.

-70

И подпорной стенки.

-71

Пирсы с флотом.

-72
-73

И конечно сами ледоколы.

-74
-75
-76
-77

С развитием железной дороги и появлением новых более мощных локомотивов, способных преодолевать большие углы подъёма, была построена новая железнодорожная ветка от Иркутска до Слюдянки, а в 1956 г. перед запуском Иркутской ГЭС участок этой старой железной дороги, соединявший Иркутск с Байкалом по берегу Ангары был затоплен и КБЖД как таковая потеряла своё первоначальное стратегическое назначение, снова став тупиковой.

Тогда на ней оставался один путь с тремя разъездами. Тем не менее эксплуатировать её не перестали, а уже в современной России с развитием туризма даже облагородили.

-78

Теперь здесь ходят современные удобные поезда.

-79

И старые тоже ходят. :)

-80

И спецвагоны есть.

-81

И конечно же небольшие грузовые составы.

-82

Ну а напоследок пройдёмся вдоль порта.

-83

Ведь местный флот даёт жизнь этому посёлку не меньше чем сама железная дорога.

-84
-85

Здание портового управления.

-86

Здесь стоят у причала двухвинтовой наливной танкер "Самотлор" проекта Р-42, а за ним выглядывает самоходная баржа "Метрология", которая использовалась в качестве базы для глубоководных аппаратов "Мир", производивших исследование дна озера в 2008 - 2010-х гг.

-87
-88
-89
-90

А за причальной "бочкой" виден завод по розливу воды "Сила Байкала".

-91

Далее расположен сам посёлок. В него у нас заходить времени не было, ведь наша цель была пройти железную дорогу с её тоннелями, о которых мы уже рассказывали.

-92

Так выглядит местный дом культуры.

-93

Причалы для моторных лодок местных жителей.

-94

А это здание школы.

-95
-96

На берегу гниют полураспиленные старые баржи.

-97

А далее мы выходим на станцию 74-й километр, откуда следует долгий путь в сторону Слюдянки с кучей тоннелей, мостов и шикарнейших видов, которые мы показывали в предыдущих частях, двигаясь сюда.

На этом мы заканчиваем наш подробный фотообзор КругоБайкальской Железной Дороги, надеемся вам было интересно.

-98

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.