Как художнику - иллюстратору справиться с задачей, почти невыполнимой, если в сказочном царстве-государстве происходит... РЕВОЛЮЦИЯ?
Ни малейшей фальши читатели бы не простили: как выглядит революция - они помнили. Даже те, кто и повзрослеть-то ещё не успел!
Сказка Юрия Олеши "Три толстяка" для иллюстратора - одна из самых сложных. Для какого она возраста, если в ней и сказочного-то ничего нет?
Сюжет напоминать не надо? Три Толстяка - три олигарха жиреют не столько даже от обжорства, сколько от хронического стресса: страха перед народом. Ведь народ не безмолвствует - он восстаёт. Пока безуспешно: вождь восставших Просперо посажен на цепь, его помощник гимнаст Тибулл - в бегах... Но не знаешь, что будет завтра: на стороне народа оказывается интеллигенция, потом гвардия и наконец... наследник Толстяков!
А наш человек в стане врага - Суок. Артистичная девочка-кукла.
Ясно было, что читать эту сказку будут подростки, смаковать - литературные гурманы, вполне взрослые. И перескажут дошкольникам.
А чтобы заинтересовать дошколят, выпускались серии открыток "Герои любимых книг". Вот так изобразил героев сказки художник М.Жеребчевский. Захочется узнать о них побольше?
Первым иллюстратором "Трёх толстяков" стал Виталий Горяев. В его рисунках действительно ничего сказочного. Где - портрет, где - карикатура, а где и сатирический плакат!
Мстислав Добужинский сделал акцент на причудливости, утончённости, "европейскости" условного королевства. Которому явно недолго осталось!
А реализм Бориса Калаушина - это приглашение читателю представить себя там, внутри сказки, в центре событий. Как поступил бы ты сам? Вот ведь плотники идут строить плахи для своих товарищей совсем не потому, что хотят заработать!
А мальчишки просто выражают своё отношение к событиям. И это немало - это общественное мнение!
Придёт время - общественное мнение зазвучит в полный голос!
А вот иллюстрации Евгении Иванеевой, по-моему, гламур на грани пародии:
И у Михаила Бычкова... не знать, кто это такие - примем за принца с Золушкой!
А вот такой символ власти - не спутаешь ни с чем другим! "Бронзы многопудье" в исполнении Лебедева
Иллюстрации И.Харсекина, скорее, для взрослых: аллюзии и ассоциации. И костюмы персонажей привязаны к конкретной эпохе. Канун французской революции?
Книга с иллюстрациями Владимира Конашевича - библиографическая редкость. Стиль едва узнаваем! Настолько художник отказывался видеть в этой сказке именно СКАЗКУ. Для него это - рассказ о совсем недавнем прошлом, на глазах обрастающий "легендарностью".
Глядя на чудесные, праздничные иллюстрации Леонида Владимирского, трудно поверить, что сам художник не любил говорить об этой своей работе: считал её неудачей. Но почему?!
Можем только предположить, что самому автору казалось - не нашёл стиля, характерного именно для такого вот "сказочного реализма". Ключевое слово - реализм... И получилась серия слишком похожей на очередные "приключения в Изумрудном городе".
Именно этот баланс сказочности - и документальности, на мой взгляд, достигнут в рисунках Спартака Калачева:
И, кажется, достойными соперниками Калачёва оказались современные художники Игошины - Андрей и Гульфия.
Думал ли сам автор сказки о том, какой вызов он бросил художникам? Десятки "соавторов", любителей и профессионалов, рисуют всё новых и новых Суок и Тутти, Просперо и Тибуллов... И Толстяков, "владеющих всем хлебом, который родит наша земля", а также всем углём и всем железом. Но при этом - сидящих на пороховом котле.