Найти тему
Наталья Баева

Дух и буква сказки

Как художнику - иллюстратору справиться с задачей, почти невыполнимой, если в сказочном царстве-государстве происходит... РЕВОЛЮЦИЯ?

Ни малейшей фальши читатели бы не простили: как выглядит революция - они помнили. Даже те, кто и повзрослеть-то ещё не успел!

Сказка Юрия Олеши "Три толстяка" для иллюстратора - одна из самых сложных. Для какого она возраста, если в ней и сказочного-то ничего нет?

Сюжет напоминать не надо? Три Толстяка - три олигарха жиреют не столько даже от обжорства, сколько от хронического стресса: страха перед народом. Ведь народ не безмолвствует - он восстаёт. Пока безуспешно: вождь восставших Просперо посажен на цепь, его помощник гимнаст Тибулл - в бегах... Но не знаешь, что будет завтра: на стороне народа оказывается интеллигенция, потом гвардия и наконец... наследник Толстяков!

А наш человек в стане врага - Суок. Артистичная девочка-кукла.

Ясно было, что читать эту сказку будут подростки, смаковать - литературные гурманы, вполне взрослые. И перескажут дошкольникам.

А чтобы заинтересовать дошколят, выпускались серии открыток "Герои любимых книг". Вот так изобразил героев сказки художник М.Жеребчевский. Захочется узнать о них побольше?

Первым иллюстратором "Трёх толстяков" стал Виталий Горяев. В его рисунках действительно ничего сказочного. Где - портрет, где - карикатура, а где и сатирический плакат!

-2
-3

-4

Мстислав Добужинский сделал акцент на причудливости, утончённости, "европейскости" условного королевства. Которому явно недолго осталось!

-5
-6

А реализм Бориса Калаушина - это приглашение читателю представить себя там, внутри сказки, в центре событий. Как поступил бы ты сам? Вот ведь плотники идут строить плахи для своих товарищей совсем не потому, что хотят заработать!

-7
-8

А мальчишки просто выражают своё отношение к событиям. И это немало - это общественное мнение!

-9

Придёт время - общественное мнение зазвучит в полный голос!

А вот иллюстрации Евгении Иванеевой, по-моему, гламур на грани пародии:

Чем эти Суок и Тутти отличаются от "примерных деток" из дореволюционных книжек "Розовой библиотеки"?
Чем эти Суок и Тутти отличаются от "примерных деток" из дореволюционных книжек "Розовой библиотеки"?

И у Михаила Бычкова... не знать, кто это такие - примем за принца с Золушкой!

-11

А вот такой символ власти - не спутаешь ни с чем другим! "Бронзы многопудье" в исполнении Лебедева

-12

Иллюстрации И.Харсекина, скорее, для взрослых: аллюзии и ассоциации. И костюмы персонажей привязаны к конкретной эпохе. Канун французской революции?

-13
-14

Книга с иллюстрациями Владимира Конашевича - библиографическая редкость. Стиль едва узнаваем! Настолько художник отказывался видеть в этой сказке именно СКАЗКУ. Для него это - рассказ о совсем недавнем прошлом, на глазах обрастающий "легендарностью".

-15

-16

Глядя на чудесные, праздничные иллюстрации Леонида Владимирского, трудно поверить, что сам художник не любил говорить об этой своей работе: считал её неудачей. Но почему?!

-17
-18

Можем только предположить, что самому автору казалось - не нашёл стиля, характерного именно для такого вот "сказочного реализма". Ключевое слово - реализм... И получилась серия слишком похожей на очередные "приключения в Изумрудном городе".

Именно этот баланс сказочности - и документальности, на мой взгляд, достигнут в рисунках Спартака Калачева:

-19
-20
-21

И, кажется, достойными соперниками Калачёва оказались современные художники Игошины - Андрей и Гульфия.

-22
-23

Думал ли сам автор сказки о том, какой вызов он бросил художникам? Десятки "соавторов", любителей и профессионалов, рисуют всё новых и новых Суок и Тутти, Просперо и Тибуллов... И Толстяков, "владеющих всем хлебом, который родит наша земля", а также всем углём и всем железом. Но при этом - сидящих на пороховом котле.

Сказки
3041 интересуется