Найти в Дзене
Мама Игоря

«Жар-птица» (2021): а разговоров-то было...

Оглавление

Фильм, основанный на автобиографической книге. Посвящённый «запретной любви» в советской армии. Трейлер с этими вашими экшн-сценами и энергичной музыкой. А на деле – пшик!

Обманчивый трейлер

Наконец-то удалось посмотреть широко разрекламированный в узких кругах фильм «Жар-птица» о нарушающих статью 121 УК РСФСР советских солдате и офицере. И трейлер идёт первым не просто так. Обратите внимание на подачу:

  • частая смена кадров;
  • энергичная музыка;
  • непогода, дождь, гроза;
  • зловещие бюстики Ленина;
  • коварные представители КГБ.

По сути, в трейлере показаны вообще сцены такого толка из фильма, который длится почти два часа. Потому что по своему жанру это не «романтический триллер», а банальная гей-драма, уж простите на добром слове.

Постер фильма «Жар-птица» (2021)
Постер фильма «Жар-птица» (2021)

Сюжет длится на протяжении пяти лет и рассказывает о жизни простого солдата-срочника Сергея. Он мечтает поскорее отслужить и поступить в театральное училище, чтобы стать актёром. Но всё меняется, когда в часть прибывает лейтенант Роман.

Сергей Фетисов, заслуженный артист, автор «Романа о Романе»
Сергей Фетисов, заслуженный артист, автор «Романа о Романе»

Автобиографический роман

Возможно, причиной довольно скучной подачи была попытка эстонского режиссёра сделать свою первую крупную работу идеальной. То есть, не отходить от канона слишком далеко. Ведь снимался фильм по автобиографической книге «Роман о Романе», написанной заслуженным артистом Сергеем Фетисовым.

По сути, перед нами реальная история. Возможно, поэтому в ней нет никаких хитровыведенных поворотов, заставляющих схватиться за сердце.

Кадр из фильма «Жар-птица»
Кадр из фильма «Жар-птица»

Голубая реальность

Практически весь фильм зрители вынуждены наблюдать омерзительный серо-голубой фильтр. Его часто используют для демонстрации моргов и Советского Союза, так что ничего удивительного. Зато на этом фоне контрастом выступают сцены на природе или любовные вставки – уже с оранжевым фильтром.

При этом нужно отметить попытки создателей « Жар-птицы» соблюсти канон, быть максимально реалистичными. Вот только факты у них надёрганы из разных исторических эпох:

  • статья 154-а была отменена в 1960-х, но про неё вспомнили в 1977 (хотя уже была 121);
  • модели автоматов прибыли из конца 1980-х;
  • сетка для ловли истребителя – довольно странный механизм;
  • тост «На здоровье!», использующийся исключительно в англоязычном сегменте;
  • песни Виктора Цоя, играющие в московском вузе в начале 1980-х;
  • джинсы, джинсовые куртки, штаны-клёш на студентах в вузе и т. п.

Была куча мелких моментов, на которые обратили внимание разные зрители. А поскольку не было запрета на разговоры, то все претензии высказывались в режиме реального времени. Все эти детали работали на атмосферу погружения, но если человек знаком с историей СССР не понаслышке, выходило наоборот. Ну и ладно.

Луиза и Сергей, главные герои фильма «Жар-птица»
Луиза и Сергей, главные герои фильма «Жар-птица»

Намного печальней всё со «сценами любви» главных героев. Романтика, отношения и вот это всё – понятно. Но сами сцены (кажется, их было штуки три?) немного затянутые, довольно откровенные и абсолютно никак не двигающие сюжет.

Актёры симпатичные, тут спорить глупо. Но! Нам же предлагалось смотреть фильм «о запретной любви в советской армии», а дело в том, что ничего из заявленного не было:

  • любовь показана плохо (не постельные сцены, а чувства);
  • история длится пять лет, при этом сама армия заканчивается до конца первого года;
  • «страшные кгбшники» представлены одним майором, который появляется один раз.
Сцена с жар-птицей
Сцена с жар-птицей

Неутешительные итоги

Хотя фильм подавался как нечто провокационное, в итоге получилась унылая бытовуха. Советский Союз – карикатурная декорация, персонажи – раскрашенные куколки, расставленные в правильном порядке умелой рукой режиссёра.

Картинка красивая, но сюжет при этом банален донельзя. К тому же история подаётся в минорном ключе. И если автор оригинальной истории (Сергей Фетисов) испытывал яркие эмоции, переживая всё это, то зрителю придётся довольствоваться весьма куцым пересказом эстонского режиссёра. А это не ок.

Посмотреть можно, если планируете в будущем хвастаться, мол, «смотрите интеллектуальное кино, экранизацию автобиографической драмы советского периода, такое не все поймут». Лучше просто включите кинокомиксы Marvel, там хотя бы шуточки есть и экшон какой-никакой.