Тачанка – конная повозка с установленным на ней пулеметом – плотно вошла в мифологию Гражданской войны в России. О ней слагали песни, писали рассказы, снимали кино, ставили памятники и рисовали картины. Но как часто бывает, история тачанки началась задолго до времён «гражданки».
Идея разместить пулемет на подвижном шасси возникла едва ли не сразу же после изобретения этого самого пулемета. История техники знает многочисленные примеры экспериментальных установок пулеметов на повозки, подвижные лафеты, даже на велосипеды.
Так, в начале 1890-х годов полиция Нью-Йорка во время уличных бунтов использовала рессорные экипажи с митральезами «Гатлинг-Бульдог» для патрулирования улиц. Двуколки с установленным на них пулемётом применялись бурами во второй Англо-бурской войне 1899-1902 гг. Однако консервативное армейское начальство поделки отдельных энтузиастов впечатляли мало. Не была исключением и Российская Императорская армия.
Однако уже Русско-японская война 1904-1905 гг. показала необходимость для кавалерийских частей собственных штатных пулеметов. Тогда же появились и первые импровизации в виде установки пулеметов Максима на одноконные повозки с горным передком, но, как и большинство импровизаций, они оказались малоэффективными.
В кавалерии же единственным возможным вариантом была перевозка пулеметов в разобранном виде в седельных вьюках (пулемет отдельно, лафет отдельно). Несколько разработанных систем «легких кавалерийских пулеметных лафетов» оказались неудачными. Были среди них весьма любопытные, хотя и курьезные варианты. Например, проект защищенной пулеметной повозки Апостолова, где лошадь впрягалась позади повозки с тумбовой пулеметной установкой и большим бронещитом. Похожие конструкции «тяни-толкаев» предлагались и в ходе Первой Мировой войны, скажем, трехколесный «щит-тележка» Стрельцова с впрягаемой позади парой лошадей и установкой аж сразу двух пулеметов Максима. Военный министр Сухомлинов в итоге приказал «несмотря на неполную приспособленность для кавалерии принимаемого типа пулемета Максима, ввести их ныне на вооружение конницы». Вопрос перевозки оставался нерешенным несколько лет.
Исправить ситуацию удалось только принятием на вооружение пулемета Максима образца 1910 г. на станке системы Соколова обр.1908 г. Облегченный Максим со станком Соколова можно было возить на пулеметной двуколке или в седельных вьюках. Принятая тогда же стальная пулеметная двуколка, разработки того же полковника Соколова, предназначалась для перевозки пулемета, расчета и боекомплекта, то есть служила только для транспортных целей.
Правда, в чрезвычайных случаях уставом допускалась стрельба прямо с двуколки, распряженной или запряженной. Вот только начало Первой Мировой войны для России обернулось сплошной «чрезвычайной ситуацией». В 1915 г. в русских кавалерийских полках стали создаваться импровизированные «летучие пулеметные команды». С огромным риском они буквально «выскакивали» на своих повозках перед фронтом, чтобы быстро занять позицию и обстрелять выдвинутую полевую артиллерию или пехоту противника. Во главе такой команды 3-го Хоперского казачьего полка в боях отличился сотник Шкуро. Пулеметы под его командованием эффективно громили германские артиллерийские расчеты и пехотные цепи, а затем поддерживали контратаку русских войск.
Однако по-настоящему в грозное оружие пулеметные повозки превратились в ходе Гражданской войны.
Тачанка – название вполне обычного мирного экипажа на рессорах. Название это происходит от слова «тачать» (гнать, погонять), хотя некоторые исследователи приписывают ему польские или даже немецкие корни. В целом она представляла собой двуконную четырехколесную бричку с открытым кузовом, стальными коваными осями и стальными рессорами. Легкий кузов собирался на прочной раме, стянутой металлическими накладками. Колеса — деревянные, со стальными ободами. Каждое колесо вращалось на медной или латунной втулке в ступице, концы осей имели небольшой наклон в развал, что предотвращало сваливание колес. Передние колеса были меньше задних, чтобы свободно проходить под кузовом. Это позволяло поворачивать переднюю ось на большой угол и делало тачанку очень маневренной. Благодаря низкому центру тяжести и хорошей устойчивости тачанка могла делать крутые повороты даже на большой скорости. Передняя наклонная стенка и крылья кузова защищали возницу и пассажиров от грязи и песка, летевших из-под копыт лошадей и колес повозки. Тачанки были особенно популярны на юге России, где чиновникам, врачам или священникам часто приходилось отправляться в длительные поездки по плохим ухабистым дорогам, а то и просто по голой степи.
Сложно сказать, кто первым додумался применить тачанку на поле боя. Различные исследователи упоминают Махно, Буденного, Щорса. В целом это была идея, носившаяся в воздухе и любому офицеру был понятен принцип быстрой концентрации огневой мощи в одной точке, неизменный еще со времен древнеегипетских колесниц.
Масса самой повозки составляла от 500 до 650 кг, но с пулеметом, боекомплектом, личным оружием и вещами, фуражом для лошадей и провиантом для бойцов тачанка весила уже больше тонны. Поэтому вместо обычной двуконной запряжки применяли усиленную в три-четыре лошади. Всё зависело от наличия пригодных лошадей, а в тачанку требовались самые сильные и резвые кони.
Обычно пулемет Максима, в огромных количествах доставшийся воюющим сторонам Гражданской от царской армии, устанавливался на штатном станке на доске заднего сидения тачанки, на откидную переднюю скамеечку устраивались два человека расчета — стрелок пулемета и его помощник, впереди сидел ездовой, он же — запасной помощник. Способ крепления пулемета мог отличаться, но всегда предусматривал быстрое снятие с тачанки. Тактика применения тачанок в бою была проста - выехать на фланги противника, развернуть пулемётную точку и открыть огонь. Внезапный пулеметный огонь с фланга или тыла практически всегда деморализовал врага, начиналась паника. Применялась тачанка и для стрельбы из укрытия. Известна тактика "перекатов", когда часть тачанок вела огонь, а другая в это время перемещалась на новую огневую позицию. Но всё же, по возможности пулемёты с тачанок старались снимать, занимая привычную пулемётную позицию, а повозку с лошадьми отгонять в укрытие, чтобы защитить от ответного огня противника. Такая крупная мишень, а особенно — лошади — были слишком удобной и уязвимой целью для вражеских стрелков и полевой артиллерии. Кстати, вопреки эффектным картинам и кинокадрам, огонь с движущейся тачанки вели разве что от отчаяния. Попасть хоть во что-то со скачущей на ухабах повозки можно было только случайно.
Управление лошадьми в четверной запряжке в ряд требовало от ездового немалого умения. Тачанка должна была совершать крутые развороты, мгновенно останавливаться и так же мгновенно трогаться с места. Нужно было удерживать в руках четыре пары вожжей, быстро обрубить, если нужно, постромки убитой или раненой лошади. В расчеты для пулеметных тачанок старались отбирать лучших бойцов, хорошо владевших как пулеметом, так и конной упряжкой. Экипажи тачанок должны были обладать отчаянной храбростью, поскольку никакой защиты, кроме небольшого пулеметного щитка, не предусматривалось. Потери были велики, но среди прочих родов кавалерии «тачанчики» считались своеобразной элитой.
Тачанки применялись всеми сторонами Гражданской войны. Особую популярность они приобрели у «зеленых», в армии Нестора Махно. Там на тачанках не только перевозили пулеметы, но и перебрасывали пехоту, благодаря чему «махновцы» могли преодолевать в день больше сотни километров, внезапно появляясь на самых неожиданных для противника направлениях. Так, в сентябре 1919 года крупные силы Махно за 11 дней прошли более 600 км от Умани до Гуляй-Поля, захватив врасплох тыловые гарнизоны белых. Махновцы нередко маскировали тачанки копнами сена или тканевыми тентами, так что их колонны принимали за крестьян или цыганский табор – пока с кинжальной дистанции не начинали бить пулемёты.
Тачанка не была забыта и после окончания Гражданской войны. «Боевая конно-пулемётная тачанка (КПТ) образца 1926 года» еще многие годы оставалась на вооружении РККА.
Она была намного проще и дешевле пулемётного броневика в производстве и обслуживании, не требовала дефицитные ГСМ. При всех высоких требованиях к личным качествам экипажа тачанки, тут не требовалась длительная техническая подготовка, как у мехвода броневика или танка, можно было набирать экипажи «от сохи». Словом, своя ниша у тачанки на поле боя была, и немалая. Кроме того, в РККА были и миномётные тачанки. На пулемётный эскадрон кавалерийского полка полагалось четыре 82-мм миномёта. Миномётный огонь вели с земли, используя тачанку как средство доставки на позицию.
В составе Красной Армии тачанка встретила и 1941 год. В Великую Отечественную войну тачанками доставлялись пулемёты на наземные позиции.
Кроме того, на тачанках нередко монтировали сдвоенные и счетверенные «максимы» для противовоздушной обороны. 7 ноября 1941 года тачанки прошли в знаменитом параде на Красной площади, с которого войска уходили сразу на фронт. Не забыты они были и во время Парада Победы в 1945 году.
Окончательно тачанки были сняты с вооружения только в середине 50х годов, после упразднения кавалерии, как рода войск в целом. Некогда грозное оружие отправилось в музеи и на склады
Автор - Дима Шуман