В беседе с Михаилом Крейнцином, ветераном Великой Отечественной зашла тема об отношении советских бойцов с немецким населением, когда они освободили территорию Германии от фашистов.
На этот вопрос он пытался ответить однозначно, но у него не получалось. По его словам выходит, что случалось всякое, но он раскрывать все правдивое положение тогда, которое было не будет.
Родился Михаил на Украине, рядом с Одессой в 1923 году. Семья относилась к простым работягам. Его отец был героем не только Гражданской войны, но и Первой мировой.
Когда он вернулся домой, то на одной руке не имел пальцев и вдобавок к этому его организм сильно страдал от четырех ранений. Но, сейчас не об этом. Вернемся к Восточной Пруссии, где воевал Крейнцин.
Итак, вот отрывки из его воспоминаний: - «По началу мы не видели гражданских немцев, их специально отселили от наших солдат. Но, потом мы частенько с ними виделись. Они были очень напуганы разными мифами о жестокости и насилии наших бойцов, что в массовом количестве принимали яд, чтобы умереть целыми семьями.
Спорить не буду, но насильственные действия в отношении немок были. Обычно этим занимались тыловики или штрафники, когда происходил захват новой местности. Можно себе представить картину, когда пьяные солдаты из штрафбата видели перед собой женское население и брали их силой.
Их перед каждой атакой спаивали, так как они всегда шли первыми и им нужно было быть «храбрыми». Могли иной раз усадьбу гражданскую просто так спалить, но образованные немецкие семьи никогда не трогали».
«А почему сжигали довольно часто поселения немцев? Наши солдаты были измучены не только тем, что оторваны долгое время от своих семей. А тем, что видели на протяжении последних лет - разруху, смерть товарищей, холод, голод... А тут, стоит перед ними целый поселок с ухоженными и чистенькими домами и дворами, где внутри разная мебель и красивые вещи, а в сарае много животины.
До них только доходило через некоторое время, что все это добро нажито на крови советских людей. И вот тут бойцы начинали беситься, но виду окружающим местным жителям не подавали. Если только кто-нибудь увидит на фото личности в фашистской форме, да и передернет лишний раз затвор автомата или карабина для испуга.
Но, очень часто бывало и другое. Часть служак не могло сдерживаться от такой жизни, где их никогда не было и начинали палить из оружия во все эти ценности и вещи. Доходило дело и до поджогов, чтобы не видеть этой красивой жизни».
«А бывало и так, что в таких домах немецкие ловушки были понаставлены. Мины, привязанные гранаты и другие сюрпризы. Вот потом после гибели своих товарищей многие тогда лютовали и зверели. Ненависть к немцам была очень сильная.
Не было жалости даже к женщинам, которых частенько насиловали пьяные штрафники или тыловики, а также люди с уголовным прошлым, служивших в рядах Красной Армии.
Замполиты и офицеры пытались как-то с этим бороться, чтобы другие глядя на них не стали совершать насилие, но было бесполезно. Пока позже особисты не стали отправлять в трибуналы поголовно всех насильников.
В то время каждый немцам мстил по «своему»: кто-то с оружием в руках, а кто-то на «немках». В апреля 1945 года к женщинам на территории Германии стали относится спокойнее, так как за нападки на них могли запросто приставить к стенке или отправить на штрафную службу, это в лучшем случае».
Цитаты истории - Цитаты и факты, которые так или иначе повлияли на историю. Подписывайтесь и будьте в курсе!