Найти в Дзене
Top of the Rocks

Культовые рок-альбомы 1971 года (3)

Оглавление

Предыдущие части:

Культовые рок-альбомы 1971 года (1)

Культовые рок-альбомы 1971 года (2)

"Fireball"

Deep Purple

1 сентября 1971
-2

Казалось, после своего предыдущего прорывного альбома "In Rock" Deep Purple уже не смогут создать что-либо более тяжелое, громкое и сокрушительное. Но в следующем году группе удалось записать если и не подобную жесткую и скрежещущую, то, во всяком случае, не менее мощную пластинку.

По звучанию альбом "Fireball" получился даже более экспериментальным и интеллектуальным, чем его предшественник "In Rock". Если последний в общем и целом был довольно прямолинеен, за исключением разве что, наверное, только "Child In Time", то на новом диске Deep Purple 1971 года нашлось место и длинному барабанному соло Иэна Пейса в "The Mule", и пространной медитативной вставке Джона Лорда в "Fools", и шутливому кантри "Anyone's Daughter". Можно сказать, за весь свой классический период 1970 - 1975 годов именно на этом диске Deep Purple больше всего окунулись в прогрессивное звучание.

Но и без традиционных тяжелых номеров тоже, разумеется, не обошлось. Чего только стоят заглавный трек "Fireball", а также песни "Demon's Eye" и "No No No". За всё это данный альбом можно любить вдвойне.

"Imagine"

Джон Леннон

9 сентября 1971
-3

1971 год во многом оказался для Джона Леннона определяющим. Вышла его по-настоящему знаковая пластинка под названием "Imagine", которая стала наиболее ярким выразителем его политических взглядов того времени и по сути обессмертила его как отдельного музыканта.

Спектр тем, затронутых на "Imagine" был крайне широк. В культовой одноименной "Imagine" пелось о мире и любви, об идеальном обществе будущего, где нет места войнам и религиозным спорам, а все его члены живут в согласии друг с другом. В "I Don't Wanna Be A Soldier Mama" также нашли отражение антимилитаристские взгляды Леннона. А в "Gimme Some Truth" Джон обличал современное ему лживое и лицемерное общество. Из всех этих маленьких кусочков и складывалось мировоззрение этого неординарного музыканта. И вроде бы всё в его песнях было сказано верно, из их текста не выкинешь ни строчки.

Но существовала другая, обратная сторона альбома "Imagine", считай, самого Леннона. После, как ему показалось, дерзкого выпада в его адрес со стороны Пола Маккартни на альбоме "Ram", Джон решил отплатить старому приятелю той же монетой. На фотографии с обложки "Ram" Маккартни держал за рога барана, Леннон же поместил внутрь конверта своего "Imagine" пародию на это фото, где он держал за уши свинью. На самой же пластинке Джон отвел Полу целую песню под названием "How Do You Sleep?", написанную в форме обращения к бывшему битлу.

Посмотрим, как ответил Леннон Маккартни:

  • "Итак, сержант Пеппер застал тебя врасплох"
  • "Те чудаки были правы, говоря, что ты умер"
  • "Прыгни, когда твоя мама скажет тебе что-нибудь"
  • "Единственная вещь, которую ты сделал, была вчера" (отсылка к знаменитой песне Пола "Yesterday")
  • "Звуки, которые ты издаешь, - музак для моих ушей" (разновидность непритязательной музыки, которая обычно играла в лифтах)
  • "Ты должен был чему-нибудь научиться за все эти годы"

Равносильно ли ответил Джон Полу, перейдя в своей песне практически на прямые оскорбления, причем довольно язвительные и изощренные? Думаю, нет. Но историю уже не перепишешь. В этом во всей своей красе проявились отрицательные черты характера Леннона, которые подмечали все его знакомые и современники, а именно - грубость, колкость и резкость.

"Electric Warrior"

T. Rex

24 сентября 1971
-4

У любой группы существует альбом, который можно назвать в ее творчестве переломным. Однако получится найти крайнее мало пластинок, которые бы подобно "Electric Warrior" настолько же круто бы меняли музыкальное направление, выпустившего ее исполнителя.

До 1971 года группа T. Rex (тогда - Tyrannosaurus Rex) играла вполне себе тихий и скромный фолк. Аранжировки песен редко включали в себя что-либо, кроме акустической гитары и перкуссии, а тексты витали где-то в фэнтезийных облаках, плотно основываясь на мифологии Джона Р. Р. Толкина.

Однако в 1971 году произошло самое настоящее чудо. Дуэт Марка Болана и Стива Перегрина Тука, разросшийся к тому моменту до полноценной группы (уже без Тука), выпустил альбом, кардинально отличавшийся от всего того, что парни делали раньше. Звучание "Electric Warrior" получилось невероятно ярким и наэлектризованным: Марк Болан взял в руки электрогитару и буквально под завязку набил альбом запоминающимися риффами. Из текстов же испарился какой-либо налет фэнтези, и теперь песни повествовали об обычных рок-н-рольных вещах, больше направленных на подростков: любви, девушках и танцах. В дальнейшем T. Rex окончательно оставили фолк позади и вплоть до гибели Марка Болана двигались в новом направлении.

Поворотным же альбом "Electric Warrior" стал не только для T. Rex. Примерно с этой пластинки принято вести отсчет существованию такого явления как глэм-рок. А вся последующая музыка T. Rex повлияла на огромное количество других музыкантов разных направлений от тяжелого рока до новой волны.

"Look at Yourself"

Uriah Heep

сентябрь 1971
-5

Для Uriah Heep это был уже второй альбом, выпущенный в 1971 году. Но как все-таки велика разница между ним и вышедшим семью месяцами ранее "Salisbury"! В то время как на последнем в более-менее общих чертах оформилось классическое звучание Uriah Heep со всеми ее многоголосиями, клавишными Кена Хенсли и более хард-роковой гитарой Мика Бокса, то на альбоме "Look at Yourself" ко всему этому добавился еще и особый металлический блеск.

Пластинка и впрямь получилась достаточно жесткой и мощной - на ней присутствовали скоростные тяжелые номера вроде "Look at Yourself", "Love Machine" и "Tears In My Eyes". И если это был еще не хэви-метал, то, во всяком случае, вполне себе явный хард-энд-хэви, сравнимый с похожим стилем звучания "In Rock" Deep Purple.

Но самое главное: такого альбома, который бы настолько же органично соединил в себе ярость металла и сложность прогрессива, как "Look at Yourself", в творчестве Uriah Heep больше нет. Уже на следующих пластинках "Demons and Wizards" и "The Magician's Birthsday" группа с головой ушла в свой волшебный сказочный мир. В результате "Look at Yourself" стоит в дискографии коллектива особняком и вполне заслуженно может считаться уникальным для Uriah Heep явлением.

"Meddle"

Pink Floyd

31 октября 1971
-6

Как мы увидели, для многих музыкантов из этого списка 1971 год стал важным поворотным моментом во всей их карьере. То же самое можно сказать и о группе Pink Floyd.

Все ее творчество, начиная с 1967 и заканчивая 1970 годом, являлось по сути долгим поиском себя. После увольнения из коллектива его основной движущей силы тех лет Сида Барретта Pink Floyd оказались словно выброшены в свободное плавание. Найти какой-либо ориентир в таких условиях было крайне не просто. Оттого все их альбомы конца 60-х получились такими экспериментальными - парни вовсю пытались отыскать новое направление своей музыки, к которому бы у них лежала душа. И в конце концов нашли.

В 1971 году вышел альбом "Meddle", на котором уже можно четко увидеть то, чем будут заниматься Pink Floyd все 70-е. Честно говоря, именно этот альбом и представил нам тех Pink Floyd, которых мы все знаем и любим до сих пор. На "Meddle" группа впервые по-настоящему "обрела себя". Таким образом, пластинка стала в творчестве коллектива большим водоразделом, поделившим музыку Pink Floyd на "до" и "после".

На этом альбоме группа оставила свои интересные, но причудливые эксперименты позади и встала на рельсы чистого прог-рока. Важную роль в ее творчестве стали играть грандиозные продолжительные музыкальные полотна вроде "Echoes". Подобные композиции, естественно, имелись и раньше, но теперь такие зачатки как "A Saucerful of Secrets" и "Atom Heart Mother" получили свое окончательное наиболее полное развитие.

Стоит сказать, альбом "Meddle" получился все же не идеальным. За исключением таких столпов как "Echoes" и "One of These Days", материал на "Meddle" оказался довольно средним. Однако впереди Pink Floyd ждал их шедевр "The Dark Side of the Moon", который окончательно расставил все точки над "i".

  • О группе Pink Floyd и ее композиции "Echoes" можете почитать в моей статье:

Моя любимая композиция Pink Floyd - "Echoes". Но как альбом лучшее произведение группы - "Wish You Were Here"

О других известных альбомах 1971 года читайте в продолжении статьи:

Культовые рок-альбомы 1971 года (4)