Найти в Дзене
Вижу красоту

#СИЛАВПАМЯТИ: автобиография Алексея Воробьевского

Алексей Воробьевский за работой.  Март 1962 год. Из личного архива Ювеналия Андреевича Смирнова / Архив семьи.
Алексей Воробьевский за работой. Март 1962 год. Из личного архива Ювеналия Андреевича Смирнова / Архив семьи.

Друзья, оглядываясь назад и подводя итоги 2021 года мне захотелось напомнить всем и о 115-летии со дня рождения великого художника советского фарфора Алексея Викторовича Воробьевского (25.02.1906, Забайкалье – 31.01.1992, Санкт-Петербург). Предлагаю прочесть его автобиографию, записанную к 60-летию в 1966 году.

Алексей Воробьевский за своим столом. Июнь 1965 года.  Из личного архива Ювеналия Андреевича Смирнова / Архив семьи.
Алексей Воробьевский за своим столом. Июнь 1965 года. Из личного архива Ювеналия Андреевича Смирнова / Архив семьи.

«Я родился в 1906 году. Рисовать стал рано, с четырёх лет. Летом 1920 года поступил в Павловскую художественную школу, где проучился пять лет под руководством художника-педагога и организатора школы И.Г. Михайлова. Мы изучали там рисование, скульптуру, черчение, историю искусств. Но в 1925 году, после смерти отца, ушел из школы. Через год я поступил на Ленинградский фарфоровый завод учеником. Когда я учился в школе, фарфор меня не интересовал.

Алексей Воробьевский (роспись). Ева Штрикер (форма «Интурист»). Сервиз «Руслан и Людмила».1938 года. ГФЗ. Государственный Эрмитаж. Источник: vk.com/ipm_ru
Алексей Воробьевский (роспись). Ева Штрикер (форма «Интурист»). Сервиз «Руслан и Людмила».1938 года. ГФЗ. Государственный Эрмитаж. Источник: vk.com/ipm_ru

Потом я полюбил фарфор на всю жизнь, а особенно тот характер его росписи, который ввели С.В. Чехонин, З.В. Кобылецкая и А.В. Щекатихина. Я сразу полюбил их работы – эту тонкость, ювелирность и уникальность исполнения. Так определилась моя судьба художника-фарфориста.

Художник Алексей Викторович Воробьевский в мастерской художественной лаборатории ГФЗ имени Ломоносова. Конец 1930-х годов. Ленинград. Частное собрание. Источник: vk.com/ipm_ru
Художник Алексей Викторович Воробьевский в мастерской художественной лаборатории ГФЗ имени Ломоносова. Конец 1930-х годов. Ленинград. Частное собрание. Источник: vk.com/ipm_ru

За первые пятнадцать лет работы на заводе я создал огромное количество разнообразных произведений. Изучение истории фарфора в Эрмитаже, Русском музее, Музее керамики, а также нашего заводского музея очень обогатило меня творчески.

Эрмитаж всегда для меня был школой искусства, сорок лет я изучал его богатейшие коллекции фарфора всех времён и стран, коллекции художественных изделий, картин и скульптур.

Особенно сильно повлияло на меня искусство Ирана, Индии, Китая, Арабского Востока и России. Открытие Н.М. Суетиным в 1931 году художественной лаборатории как мне, так и другим художникам сильно помогло в развитии чувства пропорции, композиции и вкуса. Суетин каждого из нас смог сделать своеобразной художественной личностью, имеющей свой стиль работы.

Художники ГФЗ имени Ломоносова:М. В. Лебедева, Н. Я. Данько, Н. М. Суетин, Л. В. Протопопова, Е. А. Олейник, А. М. Ефимова, Т. Н. Безпалова-Михалёва, Л. К. Блак, Н. М. Зиновьев, А. А. Яцкевич, М. П. Кириллова, А. В. Воробьевский. 1934 год. Ленинград. Отдел рукописей Государственного русского музея. Источник: vk.com/ipm_ru
Художники ГФЗ имени Ломоносова:М. В. Лебедева, Н. Я. Данько, Н. М. Суетин, Л. В. Протопопова, Е. А. Олейник, А. М. Ефимова, Т. Н. Безпалова-Михалёва, Л. К. Блак, Н. М. Зиновьев, А. А. Яцкевич, М. П. Кириллова, А. В. Воробьевский. 1934 год. Ленинград. Отдел рукописей Государственного русского музея. Источник: vk.com/ipm_ru

Одновременно со мной работали такие разные художники, как Ризнич, Мох, Протопопова, Блак, Беспалова, Лебединская, Кириллова, Лепорская, Яковлева, Данько, Семёнов, Кубарская, Яцкевич и другие мои товарищи.

Наиболее уникальные произведения я создал именно в тот период: сервизы «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Зимние забавы», большая ваза «Слово о полку Игореве» и многие другие.

Первый период многие считают более ювелирным и нежным в моём творчестве. Здесь сказалось влияние Чехонина, Кобылецкой. Они всегда были моими учителями.

Я изменил характер росписи перед войной и особенно после войны – стал делать вещи более яркими. Так появились большие вазы с экзотическими пейзажами, а также сказочные сюжеты – сказались результаты поездок на юг – в Крым и на Кавказ. Появились мотивы из русской народной орнаментики – много сервизов, тарелок и чашек с росписью на эти темы, цветные, жизнерадостные.

Эти вещи ценили на заграничных выставках как национально русский фарфор. В последнее время торговые фирмы Италии, Англии, Финляндии заказывают нашему заводу настенные тарелки, сервизы и отдельные чашки с моими росписями.

Торгующие организации Советского Союза также много раз заказывали заводу большим тиражом разнообразные сервизы, кружки, графины и куманцы по моим рисункам.

Кружка «Молоко» копируется уже шестнадцать лет, то же можно сказать о сервизах «Русский лубок», «Народные узоры», «Венок» и других.

В последнее время у нас организовано объединение – наш завод, заводы «Красный фарфорист» и «Пролетарий», – и нас, художников, привлекали к работе по созданию новых рисунков для деколи и шелкографии, необходимых для обновления ассортимента изделий, выпускаемых на этих заводах. Но мы не забываем и о создании выставочного фонда, так как выставок будет в будущем все больше и больше, а наш долг – держать высоко марку нашего завода.

По своей природе я художник-орнаменталист и пейзажист-фантазёр. Таким я формировался более тридцати лет и останусь до последних дней. Красота в искусстве, жизнерадостность, фантазирование, не знающее предела, – вот моё кредо».

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив #силавпамяти