Друзья, оглядываясь назад и подводя итоги 2021 года мне захотелось напомнить всем и о 115-летии со дня рождения великого художника советского фарфора Алексея Викторовича Воробьевского (25.02.1906, Забайкалье – 31.01.1992, Санкт-Петербург). Предлагаю прочесть его автобиографию, записанную к 60-летию в 1966 году.
«Я родился в 1906 году. Рисовать стал рано, с четырёх лет. Летом 1920 года поступил в Павловскую художественную школу, где проучился пять лет под руководством художника-педагога и организатора школы И.Г. Михайлова. Мы изучали там рисование, скульптуру, черчение, историю искусств. Но в 1925 году, после смерти отца, ушел из школы. Через год я поступил на Ленинградский фарфоровый завод учеником. Когда я учился в школе, фарфор меня не интересовал.
Потом я полюбил фарфор на всю жизнь, а особенно тот характер его росписи, который ввели С.В. Чехонин, З.В. Кобылецкая и А.В. Щекатихина. Я сразу полюбил их работы – эту тонкость, ювелирность и уникальность исполнения. Так определилась моя судьба художника-фарфориста.
За первые пятнадцать лет работы на заводе я создал огромное количество разнообразных произведений. Изучение истории фарфора в Эрмитаже, Русском музее, Музее керамики, а также нашего заводского музея очень обогатило меня творчески.
Эрмитаж всегда для меня был школой искусства, сорок лет я изучал его богатейшие коллекции фарфора всех времён и стран, коллекции художественных изделий, картин и скульптур.
Особенно сильно повлияло на меня искусство Ирана, Индии, Китая, Арабского Востока и России. Открытие Н.М. Суетиным в 1931 году художественной лаборатории как мне, так и другим художникам сильно помогло в развитии чувства пропорции, композиции и вкуса. Суетин каждого из нас смог сделать своеобразной художественной личностью, имеющей свой стиль работы.
Одновременно со мной работали такие разные художники, как Ризнич, Мох, Протопопова, Блак, Беспалова, Лебединская, Кириллова, Лепорская, Яковлева, Данько, Семёнов, Кубарская, Яцкевич и другие мои товарищи.
Наиболее уникальные произведения я создал именно в тот период: сервизы «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Зимние забавы», большая ваза «Слово о полку Игореве» и многие другие.
Первый период многие считают более ювелирным и нежным в моём творчестве. Здесь сказалось влияние Чехонина, Кобылецкой. Они всегда были моими учителями.
Я изменил характер росписи перед войной и особенно после войны – стал делать вещи более яркими. Так появились большие вазы с экзотическими пейзажами, а также сказочные сюжеты – сказались результаты поездок на юг – в Крым и на Кавказ. Появились мотивы из русской народной орнаментики – много сервизов, тарелок и чашек с росписью на эти темы, цветные, жизнерадостные.
Эти вещи ценили на заграничных выставках как национально русский фарфор. В последнее время торговые фирмы Италии, Англии, Финляндии заказывают нашему заводу настенные тарелки, сервизы и отдельные чашки с моими росписями.
Торгующие организации Советского Союза также много раз заказывали заводу большим тиражом разнообразные сервизы, кружки, графины и куманцы по моим рисункам.
Кружка «Молоко» копируется уже шестнадцать лет, то же можно сказать о сервизах «Русский лубок», «Народные узоры», «Венок» и других.
В последнее время у нас организовано объединение – наш завод, заводы «Красный фарфорист» и «Пролетарий», – и нас, художников, привлекали к работе по созданию новых рисунков для деколи и шелкографии, необходимых для обновления ассортимента изделий, выпускаемых на этих заводах. Но мы не забываем и о создании выставочного фонда, так как выставок будет в будущем все больше и больше, а наш долг – держать высоко марку нашего завода.
По своей природе я художник-орнаменталист и пейзажист-фантазёр. Таким я формировался более тридцати лет и останусь до последних дней. Красота в искусстве, жизнерадостность, фантазирование, не знающее предела, – вот моё кредо».
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив #силавпамяти