Найти тему
УРАЛОВЕД

Как известный уральский писатель в XIX веке поднимался на священную башкирскую гору

О том, что наш знаменитый писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимался на гору Иремель и написал об этом очерк, я узнал ещё лет 5-7 назад, однако долгое время не мог его найти. Удивительно, но очерк о восхождении на одну из главных вершин Южного Урала (высотой 1589 м) не печатался ни в одном из сборников и собраний сочинений этого писателя.

На Иремеле Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк побывал в июле 1888 года. В то время он был уже известным писателем. Позже очерк «Гора Иремель» был напечатан в журнале «Землеведение» в 1894 году (т. 1, кн. 1). Был и более подробный вариант этого очерка, рукопись которого исследователи творчества писателя нашли в фондах ГАСО. Очерк «Поездка на гору Иремель» опубликовали лишь в 1955 году в челябинском альманахе «Южный Урал» (№ 13-14).

Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк
Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович признавался, что подняться на Иремель было для него давней мечтой – с тех пор, как он ещё во времена студенчества услышал об этой горе от старичка-золотопромышленника. Это случилось на одном из пароходов на реке Каме.

«Старичок так расписал и саму гору, и Южный Урал, что я тогда же дал себе слово непременно попасть в это заколдованное царство. По рассказам получалось нечто сказочное: на горе вечный снег, а под горой девственные леса, через которые нужно продираться с топором в руках», – вспоминал писатель.
-3

На гору Иремель Д.Н. Мамин-Сибиряк отправился вместе с управляющим местными золотыми промыслами Михаилом Алексеевичем Веселовым. Путь проходил через населённые пункты Балбук, Кизинкей, Теребинск (или Карабинск, в наши дни село Кирябинское), Байсакалово. В последней деревушке к путешественникам присоединились проводники: башкиры Мурача и Гарий.

Чтобы попасть к Иремелю, нужно было перевалить по каменистой дороге через хребет Аваляк. Это оказалось непросто. Горную дорогу размыли дожди, торчали большие камни. Лошади с трудом тащили лёгкую повозку. Из-за непрерывных толчков у Дмитрия Наркисовича были ощущения, словно попал в маслобойку. Дорога шла по еловому лесу с искривлёнными стволами и зачастую со сломанными верхушками. Стволы и ветви покрывали лишайники.

«После двухчасового подъёма с высоты перевала мы, наконец, увидели Большой Иремель. Издали гора имела очень внушительный вид. Она сверху донизу состояла из одной сплошной россыпи — целая верста насыпанных в беспорядке камней. Такую голую каменную гору я видел на Урале ещё в первый раз. Её портила только плоская и длинная вершина, не увенчанная, как обыкновенно, крутыми скалами».
-4

Дремучего леса, о котором лет за 15 до этого Мамину-Сибиряку рассказывал попутчик, тут не оказалось. Леса были вырублены: попадались лишь свежие пни и кучи веток. Оставались только искривлённые ели и лиственницы. У подножия горы путники сделали последний привал. Дальше можно было ехать только верхом. Старик Мурача остался на стоянке караулить оставленные вещи, а путешественников повёл башкир Гарий – весёлый человек, «напоминавший своей фигурой и лицом какого-нибудь ветхозаветного дьячка».

Сначала нужно было подняться на седловину, которая соединяла Малый и Большой Иремель. Путь был непростым, особенно когда вышли на горное, каменистое болото. Лошади часто оступались на скользких камнях, рискуя сломать ноги, а под копытами чавкала болотная вода. Скоро лес остался позади. Слева поднималась каменистая круча Большого Иремеля, а справа – каменные россыпи и скалы Малого Иремеля.

-5

И вот странники добрались до подножия «кабана» Большого Иремеля – горы, полностью покрытой россыпью камней. Камни поросли лишайниками зеленоватого цвета самых причудливых узоров, «точно были обтянуты змеиной кожей». Дальше пошли пешком.

«Нам пришлось сделать на этом последнем подъёме несколько передышек, что зависело скорее от непривычки к ходьбе, чем от трудностей подъёма. Чувствовался уже сильно разреженный горный воздух, а сильный ветер производил такое впечатление, точно мы попали куда-то в сквозной коридор».
-6

И вот, 24 июля 1888 года в 12:30 Д.Н. Мамин-Сибиряк вместе со спутниками оказался на вершине Большого Иремеля. Перед ними предстало большое плато с несколькими небольшими скалами. На память о путешествии писатель захватил с вершины горы камень-кварцит, покрытый лишайником. Удивительно, но вид сверху Мамина-Сибиряка не очень впечатлил:

«Вид, открывавшийся с вершины, мне лично не показался красивым. Панорама слишком была загромождена перекрещивавшимися хребтами, и в этом хаосе трудно было разобраться. Куда ни глянешь, везде высятся тяжелыми валами и отдельными сопками горы, заслонявшие одна другую. Лучший вид был на Тюлюк, где крутыми стенами сошлись страшные кручи. Другой вид открывался на юг, на Тирлянский завод, около которого шапкой поднималась громадная сопка. Третий вид через Аваляк уходил в степь...».
-7

Мамин-Сибиряк отмечал, что у башкир Большой Иремель считался святым местом. Ему рассказали, что незадолго до их путешествия взобраться на Иремель решил сам оренбургский губернатор. Проводники постарались, чтобы подъём высокопоставленного чиновника прошёл наиболее комфортно. Губернатор поднимался по другому маршруту, а на вершине поставили палатку с едой, чаем и вином. Когда губернатор был уже на вершине, разразилась страшная гроза. Одна из молний ударила прямо в палатку. Некоторых участников подъёма контузило, а проводник погиб.

Один из башкир объяснил писателю, что это случилось из-за того, что губернатор поднялся на гору не с той стороны (по поверью, там запрещено подниматься), и святой Иремель его «пугал». Башкиры утверждали, что на Иремеле похоронены их святые.

На вершине путники увидели мусор, который связали с визитом губернатора:

«– Эвон где губернатор-то стоял, – обрадовался Меньшин, поднимая с земли донышко сломанного стакана. – Ишь как молонья-то нагадала прямо в стакан.
Мы действительно нашли место стоянки, обозначенное битой посудой, рваной бумагой и тем сором, какой оставляют после себя туристы. Разглядывая черепки битой посуды, Меньшин всё охал, и мы никак не могли разуверить его, что разбить посуду могла и не «молонья».
– Ловко ударила! – удивлялся он. – Палатка здесь у них стояла, а молонья прямо по палатке шварк – одни черепки и остались».

Такая вот история. А вы бывали на Иремеле? Делитесь в комментариях своими впечатлениями об этом необычном месте. О горе Иремель я подробнее рассказывал в этой статье. Благодарю за внимание! Ваш Павел Распопов.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц