Найти в Дзене
БомЖур

Как Telegram-каналы превратились в главную новостную платформу, переплюнув классические СМИ

Telegram-каналы сейчас превратились в главную новостную платформу. И не только новостную! Там происходят юридические баталии, дискуссии на разные темы, выкладываются сливы, а классические СМИ, теперь нервно «курят в сторонке».

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Наши социальные сети прекрасно иллюстрируют тезис о том, что у России свой, какой-то особенный путь. Взойдя на благодатной русской почве, они сильно переросли понятие простого инструмента для общения: в них давно перешли важные профессиональные разборки и новости, и во многих отношениях эти дискуссии стали даже интереснее, чем аналитика традиционных СМИ. Юридический бизнес и правовые новости — хороший тому пример.

Если взглянуть на то, как жители других стран применяют Facebook, сразу бросается в глаза, что за рубежом эта платформа используется в основном для обсуждения сугубо бытовых тем, размещения фото из путешествий или пресловутых «котиков» — среднему американцу или немцу редко придет в голову поднимать на этой площадке серьезные темы. У нас в России всё немного иначе: спустя несколько лет после появления Facebook именно здесь начали разворачиваться наиболее важные политические, экономические и культурологические дискуссии. Копья ломались почти ежедневно, и в какой-то мере это стало чисто российским феноменом. О причинах такого поворота рассуждать не будем — пусть этим занимаются политологи, социологи или, на худой конец, психотерапевты.

Вряд ли кто-то будет спорить, что и хваленое «юридическое сообщество» в нашей стране — во многом продукт Facebook. Многие читатели этой колонки помнят, с каким энтузиазмом крупнейшие российские юристы около десяти лет назад ринулись на новую платформу. Facebook делал из юристов звёзд, лидеров мнений, часто — совершенно безосновательно. А многие управляющие партнеры не самых последних юридических фирм пристально и ревниво следили за тем, сколько лайков и восторженных комментариев собирают их конкуренты, коллеги и сетевые друзья.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Я знаю десятки историй, когда пиарщикам серьезно прилетало за то, что Facebook-аккаунт их фирмы-работодателя или непосредственного шефа не привлекал подобающего, как казалось руководству, внимания. Чего греха таить: многие уважаемые на юридическом рынке люди и сегодня не прочь «помериться лайками», хотя экономический эффект от этого весьма сомнителен даже при условии, что российский юридический бизнес — та ещё ярмарка тщеславия.

На этом фоне взошла звезда куда более значимого и серьёзного инструмента продвижения юридической повестки — Telegram, который россияне привыкли называть «телегой». В этой экосистеме быстро набрали вес Telegram-каналы, важность которых почти сразу признали все, включая Кремль. Как водится, представители политической и бизнес-элиты поначалу делали вид, что ничего не происходит. Тем не менее бурный рост Telegram-сообщества вопреки, а во многом даже благодаря неудачным попыткам блокировки, не позволил долго игнорировать происходящее: сегодня мощные ньюсмейкеры бросают в «телегу» немаленькие бюджеты. Крупнейшие каналы, на которых чаще всего появляется юридический контент, насчитывают сотни тысяч пользователей, что зачастую сопоставимо с аудиторией ведущих деловых изданий.

Разумеется, Telegram полон плохо верифицируемой информацией, слухами и откровенными фейками. Однако это не мешает ему, а в чем-то даже и помогает побеждать в информационных войнах, ведь в нашу эпоху правда — это то, о чем вы читаете в медиа, а не то, что было на самом деле.

Информационные кампании, проходящие в Telegram, могут стоить их фигурантам не только миллионных бюджетов, но и репутации. Если говорить о деньгах, то стоимость размещения одной публикации в топовом канале обычно варьируется от 150 тыс. — до 500 тыс. руб. Как правило, одной публикацией дело не ограничивается: эффективные кампании требуют участия как минимум пяти-шести топовых каналов и многочисленных перепостов, а они оплачиваются отдельно.

Именно поэтому звезды российского litigation PR (проще говоря, информационного сопровождения бизнес-конфликтов) и наиболее продвинутые юристы давно и плотно работают с Telegram. Во многом это проще, удобнее и быстрее, чем долгое общение с журналистами федеральных СМИ, которые требуют подтверждений сказанного, документов и надежных свидетельств, а потом вынуждены интересоваться мнением другой стороны конфликта и отражать его в публикации. Оставляю за скобками то, что редкий серьезный журналист возьмется давать хоть какую-то оценку описываемым им событиям, а Telegram-каналы легко и временами весьма талантливо режут правду-матку — разумеется, формируя у читателей определенное отношение к происходящему.

По одной из профессий я журналист, и мне такое развитие событий не очень приятно, но как читателю — совершенно понятно. Современные реалии очевидны: Telegram и взаимодействие с ним уже стали отдельной областью работы для юристов, их пиарщиков и клиентов. Хочется надеяться, что читатели приняли и осознали сей факт.

#телеграм каналы #telegram #сми #россия #павел дуров #журналистика #юриспруденция #facebook #новости #телеграм