Вы готовы к статье о быстром взлёте актёрской карьеры и не менее быстром её падении и фактически забвении, человека который в девяностые стал кумиром миллионов, и даже смог на какое то время встать в один ряд с такими титанами как Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне? Ибрагим Жан-Клод Камиль Франсуа Ван Варенберг, это имя вам о чём ни будь говорит? А если добавить "Дамм"? Говорит несомненно. И сегодня мы более внимательно присмотримся к этому замечательному актёру, которому с помощью неустанного труда удалось схватить птицу счастья за хвост, и пробиться на самую вершину Голливуда реально начиная с самых низов. Этот человек создал себя сам, он стремился сделать кинокарьеру, стремился к славе, но получив желаемое не смог этого удержать: "звёздная болезнь" дала о себе знать: испытание славой и богатством мужчина не прошёл, и гипертрофированное чувство собственной важности вкупе с пристрастием к различного вида веществам потушили его актёрскую карьеру.
Оговорюсь сразу, статья будет состоять из нескольких частей, скорее всего из трёх (она ещё не дописана). Рассказать есть о чём, история творческого пути Франсуа, достаточно интересна и мучать читателей чрезмерным обилием букв я смысла не вижу. Ещё хочется сказать, уважаемые читатели - я не буду затрагивать общих тем дороги его жизни: в какой семье он родился, и как он рос, как учил английский язык, как сменил балет на восточные единоборства, и каких успехов добился на этом поприще. Сколько у него было бракосочетаний, сколько жён, любовниц, разводов. Постараемся говорить лишь о событиях, которые были знаменательны для его кинокарьеры и которые оставили свой след в ней, и к чему либо привели, на том или ином этапе своего развития.
Жан-Клод Ван Дамм в начале девяностых стал легендой боевиков "эры видеосалонов" и славной эпохи VHS в нашей стране. Немного грустно, что его звезда так ослепительно ярко вспыхнув в своё время, нынче тусклым светом тлеет на задворках шоу-бизнеса. Он и сейчас остаётся легендой для огромного количества людей, просто его славные времена прошло, и этому факту он поспособствовал как никто другой. Это печальный и очень распространённый исход в Голливуде. Неловко осознавать что новое, подрастающее поколение не знает ни его имени, ни ролей. Поэтому все отцы и дедушки, если у вас есть такая возможность - сажайте свою молодёжь перед экраном, и посмотрите вместе что либо из раннего периода Ван Дамма. У всех ведь есть любимый фильм с ним. У меня это (извините) "Легионер".
Ещё до переезда в Соединённые штаты из родной Бельгии, Франсуа, в нежном восемнадцатилетнем возрасте успел засветиться в эпизодической роли в бельгийской ленте "Женщина между собакой и волком", о Второй Мировой войне, главную роль в которой исполнил Рутгер Хауэр. Увидеть мечтательного юнца можно лишь в паре сцен, и то только если вы смотрите кино именно за тем, чтобы его отыскать. Если покопаться в карточке этого фильма на замечательном сайте "КиноПоиск", и опуститься в самый низ списка актёров, где он и находится, можно прочитать следующее по этой роли "Movie Goer / Man in Garden, в титрах не указан". Безымянный посетитель кинотеатра и сада. Но ведь всё начинается с малого, в том числе и великое, друзья.
Что бы не случилось в дальнейшем, но Ван Дамма можно уважать уже только за ранний - не "звёздный" этап его карьеры. Это молодой мужчина, который выковал себя сам, мужчина с чёткой жизненной целью, который упорно следовал за своей мечтой. У него не было ни родни, ни денег, ни связей, он толком не разговаривал по английски, но всё таки он перебрался в Америку в начале восьмидесятых, оставив позади всё что у него было, в том числе и первую жену, чтобы стать кинозвездой в США. А скольких подобных мечтателей, капиталистические жернова Голливуда, без шума и пыли перемололи в безвестную и никому не нужную "звёздную муку" третьего сорта и подумать страшно.
Жан Клод впахивал - ведь помимо беготни по многочисленным кастингам, молодому человеку нужно было где то проживать и чем то питаться. Он провёл первые три года своей новой жизни в самых низах голливудской пищевой цепочки. Никакой сказки, лишь заработки и посещение кастингов, чтобы попасть хотя бы в массовку, на заднем плане, но быть в кино. До того как его заметила вселенная, бельгиец успел поработать доставщиком пиццы, тренером по восточным единоборствам, шофёром, укладчиком ковров и покрытий, и даже вышибалой в баре великого на тот момент и ужасного Чака Норриса. В свободное от основной работы время он старался участвовал во всём, куда его приглашали. А приглашали его не слишком часто.
В 1984 году Жан-Клода можно было лицезреть в массовке музыкальной драмеди "Брейк-данс" где во время уличного танцевального баттла он резво приплясывал на заднем плане, в толпе зрителей, всеми силами пытаясь обратить на себя внимание студийных дельцов.
"Spectator in First Dance Sequence, в титрах не указан" - говорит страница КиноПоиска если вы вдруг заходите, вновь добраться до самого низа списка актёрского состава данной ленты.
В этом же 1984 году, состоялся выход ещё одного фильма с его участием - "Монако навсегда" который, уже после того как Франсуа стал звездой (естественно), забрал его светлый лик на свою обложку и разместил гордую надпись "актёрский дебют Жан Клода Ван Дамма". Он был молод и ему нужны были деньги, знаете это выражение, так вот оно как нельзя лучше подходит, для подобного зрелища. Я перевёл этот трёхминутный отрывок, с его участием, но слабонервных попрошу видео не включать, и просто читать дальше. Шучу - обязательно включайте, это безумие просто нельзя пропустить, после такого можно выдохнуть и осознать, что вы видели просто всё в этой жизни.
Ради такого дела, я даже озвучил этот отрывок. Бельгиец в коротенькой, но очень своеобразной роли нетрадиционного каратиста, сперва он пытается самым наглым образом, заговаривая зубы, лапать попутчика, а когда тот возмущается, каратист навешивает ему тантрических "люлей", тем самым обращая в бегство. И это не шутка. Кстати, получается именно здесь, в этом фильме, на киноплёнку была впервые запечатлена та самая легендарная "вертушка" бельгийца. Смотрим!
Здесь будет переведённое видео
Комедийная лента "Монако навсегда" обладала "увесистым" хронометражем в сорок восемь минут общей продолжительности и была в итоге растерзана критиками и зрителями, получив от них самые низкие оценки, и чуть не погребла под своим провалом молодой талант и ещё не набравшую оборотов актёрскую карьеру бельгийца. На тот момент молодого человека спасло знакомство с Чаком Норрисом, который тогда уже, в представлении не нуждался. Старина Чак заприметил прокачанного бельгийца, когда тот занимался в его спортзале. Спортсмены быстро нашли общий язык и подружились.
Жан Клод даже какое то время побыл даже спарринг-партнёром Чака и мужественно держал лапы и макивары для ног, пока тот усиленно тренировал свои навыки в бою. И эта дружба принесла свои плоды, немного подтолкнула Ван Дамма в верном направлении, а конкретно в направлении киностудии Cannon Group, в которой для Норриса были всегда открыты все двери. Чак и познакомил настырного Франсуа, с одной из важной в киностудии шишкой, продюсером Менахемом Голаном, который впоследствии примет непосредственное участие в создании фильма "Кровавый спорт"
Вообще 1984 год оказался для молодого бельгийца достаточно щедр на различные, хоть и мелкие предложения, связанные с кинематографом. В том же году Чак Норрис пригласил своего приятеля принять участие в съёмках своего нового фильма "Без вести пропавшие", правда опять же в рядах солдатской массовки. Непосредственно в кадре Ван Дамма найти в нём практически невозможно, он усердно каскадёрил на самых дальних планах на съёмках этого фильма. Но всё таки работа есть работа, а кино есть кино. Бельгиец, надо отдать ему должное, продолжал гнуть свою линию.
Ван Дамм, чуть было не снялся в культовом фильме "Хищник", причём в роли самого инопланетного охотника, но был уволен, и какой то конкретной версии почему это произошло - нет. Вариантов в сети очень много. И выделить один как истинный я не могу, но все они, как минимум, по своему интересны. Давайте с ними познакомимся. И начнём мы с официальной версии, которую озвучил сам Ван Дамм в одном из интервью - его просто решили заменить после того, как актёр отказался выполнять сложные и небезопасные трюки в первой версии костюма пришельца. И именно в эту версию, как в наиболее достоверную я и верю. Вы только посмотрите на первоначальную форму это не знакомый и полюбившийся нам "Хищник" - это какая то помесь кряквы и богомола, и я не думаю, что работать в нём было слишком удобно. Можете, если хотите, посмотреть короткое трёхминутное видео по его устройству и разбору, которое я прикрепил ниже.
По другим версиям, которые можно при желании отмести, как не слишком состоятельные, Жан Клод вёл себя на площадке слишком дерзко и вызывающе, дело якобы даже доходило до драк, и съёмочной группе приходилось терпеть его многочисленные капризы... Почему я не принимаю эту версию? Согласитесь для того кто всеми силами пытается закрепиться в кино, и соглашается даже на самые скромные роли в массовке, или роль нетрадиционного каратиста -такое поведение выглядит, как минимум странно и нелогично. Это поведение уже "зазвездившегося" актёра - не начинающего.
По другой версии, Ван Дамма уволили просто за невысокий рост, ведь на фоне могучего Арни, его главный противник по фильму, чувства опасности или страха, как то не вызывал. И это случилось именно после того, как первоначальный дизайн "Хищника - кряквы -богомола" был пересмотрен в пользу знакомому всем варианта. В общем не срослось у бельгийца сняться в этом культовом боевике, хотя в сети многие пишут, что в одной из сцен оставили ранее отснятый материал с Жан-Клодом (Момент когда "Хищника в "хамелеонной" маскировке в первый раз видит убегающим в джунгли, чернокожий военный Мак , и начинает беспорядочную стрельбу в его сторону).
В 1985 году Жан - Клод Ван Дамму повезло, ему удалось сыграть уже более серьёзную и знаковую роль в своей карьере - злого русского Ивана, роль главного антагониста в фильме "Не отступать и не сдаваться".
Это первый фильм с его участием, который горячо полюбили мои соотечественники повзрослее - перед ними предстал стильный "плохиш", за которого наши зрители скорее всего и болели по ходу развития сюжета. Как могло быть иначе - злой, удалой, наглый, и что самое важное - русский боец, Иван Крашинский. Насколько я могу судить по сообщениям в сети, ленте удалось как следует навести шороху в отечественных видеосалонах. Я по молодости лет данную эру уже не застал, однако считаю, что явление это было воистину уникальным и увлекательным. А видеокассеты "Не отступать и не сдаваться", с одноголосым переводом, количеством просмотров затирали до дыр и фильм, в начале девяностых приобрёл просто культовый статус среди себе подобных, на тему боевых искусств.
На открытый кастинг перед съёмками фильма "Не отступать и не сдаваться" пришли сотни желающих засветиться в кино, людей было гораздо больше чем ожидалось изначально, времени на прослушивание не было - фильм необходимо было снимать быстро. На сценариста картины Кита Стрендберга была возложена ответственная миссия выбрать из толпы, наиболее заинтересовавших его своей внешностью, подготовкой и фактурой претендентов. Он выбрал троих парней, одним из которых и оказался наш сегодняшний герой. Франсуа понимал что ему необходима заметная роль, после которой на него обратили бы внимание дельцы из киностудий покрупнее и попав на съёмки, он разошёлся не на шутку в плане актёрской импровизации, и зашкаливающему уровню побоев своих коллег по фильму при съёмках боевых сцен - удары он старался наносить визуально максимально приближенные к настоящим и часто переусердствовал.
Молодому и голодному бельгийцу наконец то представился шанс показать себя во всей красе. "Не отступать и не сдаваться" был весьма скромным фильмом даже по меркам жанра, но всё же обеспечивал стабильный заработок актёру в двести пятьдесят долларов за съёмочный день снимали его быстро и писали сценарий по ходу съёмок, меняя диалоги, действия, и коленки на которых он и писался. Все актёры использовали свои способности к импровизации по полной программе, и старались весело проводить время, но Франсуа обошёл всех, применяя свои профессиональные навыки в единоборствах, отрабатывая свой гонорар с лихвой, постоянно превышая в разы количество ударов, нанесение которых было необходимо по сценарию, и саму силу их нанесения.
Больше всего от его стараний пострадали актёры Питер Каннингэм и Тимоти Д. Бейкер, которые играли второстепенных персонажей-бойцов, которым не повезло сойтись на ринге, либо вне его в неравном бою с коварным Иваном. Каннингэм, например, за один съёмочный день был вырублен дважды, его буквально уносили со съёмочной площадки в бессознательном состоянии. Настолько бельгиец усердствовал в своём желании дать зрителям добротного зрелища в своём лице.
С Бейкером всё было, несколько помягче, но всё же Ван Дамм имел неосторожность вместо одного запланированного по сценарию удара нанести пару десятков. Такой расклад Бейкера чрезвычайно возмутил, и он через несколько лет даже выступал в суде на стороне обвинения, когда Жан Клода судили за нанесение увечий актёру Джексону Пинкни, на съёмках фильма "Киборг". Тогда из-за неосторожного обращения с ножом, всё так же старающегося на съёмках бельгийца, Пинкни лишился зрения на один глаз. В 1993 году Пинкни выиграл дело - Ван Дамма признали виновным в умышленном нанесении вреда здоровью, и он впоследствии выплачивал компенсацию в почти полумиллионном размере. Но всё это было позже, вернёмся к Бейкеру - выступая свидетелем со стороны обвинения он заявил, что Ван Дамм небрежно относится к человеческой жизни и здоровью других людей, и что во время съёмок он продолжал избивать его, не слушаясь указаний режиссёра Кори Юэня ("Не отступать и не сдаваться").
Как бы там ни было фильм получился таким, каким мы все его знаем. Каким то неожиданным хитом проката в Америке он не стал, космических сумм в кинотеатрах не собрал, но свой достаточно скромный бюджет в 400 тыс. он отбил с лихвой. А участие в этом фильме и позволило Жан Клоду подобраться к птице счастья, ещё на несколько шагов поближе. Ведь без этого фильма никогда бы не появился воистину легендарный "Кровавый спорт", с которым всё было далеко не всё гладко, фильм был весьма проблемным, и после завершения съёмок отснятый материал два года пылился на полках.
После вполне удачных для себя съёмок в фильме "Не отступать и не сдаваться" Ван Дамм взял одного из продюсеров киностудии Cannon Group (с которым их познакомил небезызвестный Карлос Рэй Норрис-младший, это настоящее имя великого Чака) в оборот. Нахрапом либо измором: демонстрируя денно и ночно, и в личном кабинете и на стоянке у придорожного кафе, и на улице свои любимые коронные удары уширо-маваши с разворотом, они же "вертушки". И продюсер сдался, благо на студии имелся невостребованный сценарий, который можно было переписать под настырного молодого человека. И фильм действительно сняли.
Первый фильм с Ван Даммом в главной роли, к которому он так долго шёл, в котором он мог, и в котором он раскрыл весь свой потенциал - его звёздный билет, практически хвост птицы счастья в руке... Фильм лёг на полку, полуторамиллионный бюджет был полностью освоен уже на этапе производства, а тестовые просмотры итогового отснятого материала прошли совершенно неважно. Настолько неважно что дельцы Cannon Group отменили ленте кинотеатральный прокат, и убрали её с глаз долой в долгий ящик.
Был и самый плохой, но теоретически возможный вариант - это полное уничтожение плёнки, ввиду отсутствие финансовой заинтересованности боссов студии. Так что в принципе фильм и вовсе мог не увидеть свет, если бы не одно "но" - упорство одного молодого человека, который продолжал идти к своей цели. К своей мечте.
Конец первой части
Вот и всё на сегодня, ребята! Благодарю за внимание. Не забудьте "лайкнуть" статью. И по возможности повзаимодействуйте пожалуйста с рекламой перед уходом - просто "жмякните" по ней. Это не менее важно, чем "лайки" и подписки.
Три последние статьи если вы готовы остаться:
Лучшая статья по мнению читателей:
Планы по развитию канала самые грандиозные. Призываю всех принять участие в сборе средств на ноутбук, карту захвата, и микрофон. Конечно строго на добровольной основе:
P.S. Если вам понравилась статья, то оцените её лайком и подпиской на канал. Заглядывайте на мои каналы в Telegram и на YouTube (все трейлеры там). Смотрите разное, но всегда отличное кино. Будьте здоровы. До новых встреч в ленте Дзена.
Без негатива. Ваш Генератор Отличных Кинофильмов