На юго-западе Ливии есть море. Правда, без воды – оно называется Ubari Sand Sea, то есть Песчаное море Убари. Даже на карте это выглядит, как огромное море – территория отличается визуально, а вдоль "берега" расположены поселения, как если бы это был настоящий водоём. И только по цвету понятно, что наполнено море не водой, а песком. Однако когда-то на месте этого песка было очень много воды.
Да, сейчас здесь настоящая пустыня – почти нет растительности, вечная засуха и редкие оазисы. Учёные утверждают, что этот район, называемый сейчас Феззан (Феццан), примерно 200 тысяч лет назад находился под водой. Это было озеро, которое они условно назвали Мегафеззан.
Размеры его достигали 120 тысяч квадратных километров – это в четыре раза больше Байкала. Мегафеззан сейчас бы считался вторым по размеру озером на планете после Каспийского моря. Впрочем, по той же теории, в Африке было много воды – считается, что существовала единая сеть озёр, куда входило то же озеро Чад, площадь которого в определённые периоды могла доходить до 1 млн квадратных километров.
Конкретно Мегафеззан, как считают те же исследователи, питали такие же несуществующие теперь речные системы. И озеро это просуществовало очень долго – по крайней мере, согласно последним исследованиям (в первую очередь археологическим раскопкам), исчезло оно примерно 3-4 тыс. лет назад, не больше. Понятно, что все датировки можно подвергать сомнениям, но дело даже не в них.
Интересно, что сейчас на территории Песчаного моря Убари насчитывается около двадцати оазисов (около – потому что некоторые считаются утраченными, ибо там уже давно нет воды) в виде небольших озёр, которые считаются остатками или следами того самого мега-озера.
Эти оазисы сами по себе стали местными достопримечательностями – впрочем, как и положено оазисам в пустыне, которые были единственным местом, где могли отдохнуть усталые путники. Возле нынешних оазисов тоже строят отели, куда туристы приезжают специально, чтобы полюбоваться этими островами воды в море песка.
Не все они одинаковы – некоторые достаточно большие, окружены пальмами и другими растениями, и даже глубоки настолько, что привлекают внимание дайверов (до 30 с лишним метров). Есть тут и настоящие древности - скажем, оазис Габероун привлекает туристов тем, что на его берегу находятся развалины старой деревни.
Популярно озеро под названием Умм-эль-Ма, которое является самым большим в списке местных оазисов, и считается самым красивым. А вот, скажем, озеро Мандара хоть и считается тоже красивым, но пересыхает на лето, наполняясь водой только в зимний период, да и то не всегда.
У всех местных оазисов есть одна общая черта – они очень солёные, в некоторых вода почти такая же, как в Мёртвом море. Есть оазисы, где вода ещё и меняет цвет – из-за водорослей. Впрочем, это всё только привлекает внимание туристов – любоваться можно всеми оазисами, главное, не пить из этих озёр, жажду эта вода точно не утолит.
Причина солёности воды в этих оазисах понятна – вода интенсивно испаряется, как видим, некоторые оазисы даже периодически пересыхают, так что концентрация солей только растёт с каждым годом. Ни одно из озёр на территории Песчаного моря Убари не питается водами рек (их тут мало и все пересыхают), так что их существование зависит исключительно от воды, которая находится под землёй.
Вообще природа оазисов подразумевает эту зависимость, ведь по определению оазис – это место в пустыне, где какой-то подземный источник по той или иной причине достигает поверхности.
Высыхание оазисов зависит, соответственно, не только от жары или, скажем, изменений рельефа, но и от состояния питающих их подземных водных резервуаров.
Поэтому уровень местности, где находится оазис, обычно ниже, чем окружающая пустыня – под которой тоже может быть вода, но глубоко. Скажем, дюны конкретно Песчаного моря Убари возвышаются над уровнем некоторых из оазисов на 400-500 метров. А вот сами оазисы, получается, немного "проваливаются" – потому и наполняются водой.
Как мы уже писали в рассказе про зелёные круги посреди пустынь, все эти подземные резервуары с водой – остатки древних водоёмов или даже ледников, законсервированные часто на очень большой глубине. Но общее у них одно – вода в них не пребывает, а значит может кончиться, если её оттуда брать.
Собственно утерянные за последние несколько десятков лет оазисы – это результат истощения таких подводных резервуаров. В случае с Песчаным морем Убари, как и со многими другими частями Сахары, история одна и та же – технологии позволяют активно добывать эту воду и вести сельское хозяйство, чем и пользуются местные власти и население.
Сегодня в Ливии тоже можно видеть те самые зелёные круги – в стране действует целый проект под названием "Великая рукотворная река". Суть его в том, что как раз в этом регионе, под Песчаным морем Убари, проложены трубы – вода качается из подземного резервуара и передаётся в другие части пустыни.
Надо ли говорить, что это одновременно и помогает людям выжить здесь и сейчас, и ставит крест на будущем – по всем расчётам, воды в природных подземных хранилищах хватит на 50-100 лет.
А конкретно сейчас во многих местах просто понемногу падает уровнь грунтовых вод – в Песчаном море Убари по этой причине, возможно, скоро не останется ни одного "островка" воды.
***
Все изображения можно увеличить, кликнув по ним. Все иллюстрации в статье - wikipedia.org, temehu.com, amusingplanet.com и Google Maps. Если вам понравилось, ставьте лайк или подписывайтесь на канал!