За Токмаком кончается столичная агломерация - сёла стоят гораздо реже, вместо полей всё чаще видишь пастбища, а земля идёт мощными складками.
Кладбище на склоне:
Водонапорная башня совсем как в вестернах... Дикий Запад мы вспомним ещё не раз:
Аилы кончились - начались юрточные становища... На самом деле всё, конечно, прозаичнее - но что это за скопление юрт, я понять так и не смог: для базы отдыха - место так себе и грязновато; для придорожного базара - а почему же не на дороге? Может быть, перевалочная база для чабанов, спускающихся с джайлоо?
Ещё с трассы виден внушительных размеров памятник жертвам Туркестанского восстания 1916 года, который я, однако, заснять не успел. Если набожные узбеки "отличились" в басмачестве, то киргизы - в том восстании, направленном против русских переселенцев: с обеих сторон погибло несколько тысяч человек, но ещё больше людей киргизы потеряли от голода и болезней, попытавшись перекочевать в Китай, откуда вскоре вернулись ни с чем. Памятник поставили в 2006 году, и вроде бы ещё один подобный есть под Джалал-Абадом.
Какой-то заброшенный заводик, возможно связанный с одним из многочисленных тянь-шаньских месторождений.
А впереди громоздятся горы. Да, и не соотносите наш реальный маршрут с логикой рассказа: на самом деле в Токмак мы из Бишкека ездили налегке, на Иссык-Куль же стартовали на рассвете следующего дня с Западного автовокзала. И так как путь наш лежал на восток - восходящее солнце засвечивало горы:
И мы опомниться не успели, как поняли, что едем уже среди этих гор. Бетонная штуковина наверху - галерея железной дороги, построенная для защиты от камнепадов. Саму линию протянули в 1948-50 годах, и если я не ошибаюсь, на этом развитие железных дорог в республике остановилось.
Само же Боомское ущелье - это каньон Чу-реки, которая из Нарынской области делает петлю, едва не впадая в Иссык-Куль, поворачивая в 8 километрах от озера. По среднеазиатским меркам это довольно крупная река - длина 1069км (пол-Сырдарьи), расход воды 130 кубов в секунду, что примерно как Клязьма. Пересекая Чуйскую долину, в Казахстане река уходит куда-то в пески Муюнкума.
Так и едем - внизу слева река (увидеть её получается очень редко), вверху справа железная дорога. У последней тут, как я понимаю, нет даже остановочных пунктов - но столь характерные посёлки железнодорожников в несколько домиков то и дело проносятся мимо, а с ними - всякие придорожные кафе и магазинчики:
Вообще, думаю, поездом тут ехать было бы зрелищнее... Но теперь он ходит только летом и от Бишкека (раньше был круглогодичный рейс Ташкент-Рыбачье), да и идёт 8 часов против 3 на машине. Но впишись мы в его расписание - наверное поехали бы по рельсам, именно ради процесса.
Дорога, как видите, необычайно хороша, хотя и с множеством строящихся участков (где она сужается) - это Китай строит Новый Шёлковый путь двумя ветвями: в Европу - через Казахстан. а на Ближний Восток - через Киргизию. По словам местных, киргизы в стройках вообще не участвуют - максимум регулировщики дорожного движения. Техника с китайскими номерами и деловые китайские рабочие то и дело также проносились мимо.
К середине ущелья справа вдруг появляются разноцветные скалы - это начало длинного каньона Сулуу-Терек, к самым красивым местам которого отсюда надо пройти 5-7 километров. Как я понимаю, что-то вроде казахстанского Чарына или Сказки на южном берегу Иссык-Куля - среднеазиатские пейзажи порой невероятно похожи на американские.
Скульптуры населяющих эти горы и степи животных - неотъемлемый атрибут и Казахстана, и Киргизии:
Пересекаем границу двух областей, а где-то здесь была и граница уездов - Пишпекского и Пржевальского. На стенде - очертания озера и фотографии - на второй сверху опознаётся мавзолей Чолпон-Ата в одноимённом городке-курорте, а на нижней - старая русская церковь в Караколе:
Районов в Иссык-Кульской области всего пять, расположены "секторами" вдоль озера, и встречает Тонский район, охватывающий юго-запад Иссык-Куля.
Кульминация ущелья - Красный мост: обе дороги "перепрыгивают" Чу-реку.
Вот и она сама, и рельсы чудесным образом попали в кадр. Вид слегка назад - и то, и другое от нас теперь справа:
Ну а напоследок повезло увидеть поезд с пассажирскими вагонами. Уж не знаю, что это было - может, рабочий, может просто вагоны перегоняют в Бишкек. Но то, что тут курсирует в сезон, выглядит вряд ли иначе:
А затем ущелье резко расширяется... но до Иссык-Куля ещё далеко:
Рекламное место на склонах гор даже не сдаётся - подходи да бери сколько хочешь:
Мы остановились в придорожной чайхане, и стоянка внепланово растянулась на полчаса - мы за это время успели съесть по тарелке куурдака (жаркое из баранины с картошкой и луком) и побродить вокруг, а водитель возился в открытом капоте, где что-то забарахлило.
Но воздух здесь был чище и прохладнее, давление - ощутимо ниже. Мы поднялись по Боомскому ущелью приблизительно на километр.
Последний взгляд на Киргизский Ала-Тоо, нависающий над Бишкеком - чуть выше Чу отделяет его от Терскей Ала-Тоо (Теневые горы) на южном берегу Иссык-Куля, а здесь - от Кюнгей Ала-Тоо (Солнечные горы) на северном, то есть из Балыкчи видны сразу три больших хребта.