Проза Даниила Хармса столь же причудлива, как и его поэзия. Писатель как бы нарочно играет со своим читателем, недоговаривая главное или изображая действительность так, что в ней и вовсе нет ничего главного.
То есть тот мир, который создается писателем, выглядит совершенно абсурдным, лишенным всяческого смысла. Поэтому возникает закономерный вопрос: что именно хотел сказать автор, да и хотел ли он вообще что-то сказать? В этом мы и попробуем разобраться.
Автор: Кирилл Сивков, лектор по литературе
Художественные задачи Хармса
Хармс входил в литературную группу, которая существовала в Ленинграде в 1927–1930 гг. Называлась она ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). В эту группу, помимо Хармса, входили Заболоцкий, Олейников, Введенский, Вагинов, Бахтерев и некоторые другие. Все писатели были авангардистами.
Свою главную задачу они видели в создании нового искусства, в необычном изображении окружающей действительности и поиске новых художественных средств.
Например, Заболоцкий пишет стихотворение «Движение», задачей которого становится изображение коня в движении:
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.
Творческие эксперименты Хармса лежат в этой же плоскости. Своей художественной задачей он считает «работу по отысканию качеств» мира, а также признается, что его интересует «только чушь. Все то, что не имеет практического смысла». Именно поэтому он так внимателен к бытовым деталям, которые в его поэтике доводятся порой до состояния абсолютного безумия.
И здесь не так важно, могло ли описываемое происходить в реальности или нет. Важно то, что законы языка позволяют этому происходить. Отсюда возникают важнейшие принципы построения прозы писателя.
Саморазрушительная проза Хармса
В 1930-е гг. проза Хармса приобретает яркий саморазрушительный характер. Писатель стремится к деконструкции текстов и смыслов, которые этими текстами заявлены. Это стремление обусловлено еще и тем, что жизнь в 30-е становится совершенно другой. Если в 20-х было возможно публиковаться и даже выступать, то в новом десятилетии это запрещено. Более того, в 1932 г. писатель был приговорен к 3 годам исправительных лагерей, но лагеря заменили на высылку в Курск.
Время было очень неспокойное, реальность уплывала из-под ног, друзей и знакомых арестовывали, высылали из страны, расстреливали. Хармс так характеризует свое положение:
Я все не прихожу в отчаянье. Должно быть, я на что-то надеюсь, и мне кажется, что мое положение лучше, чем оно есть на самом деле. Железные руки тянут меня в яму.
Таким образом, сама реальность словно подталкивала Хармса к написанию прозы о неустойчивости мира, в котором нарушаются не только общечеловеческие законы, но и законы самого повествования, художественного воплощения реальности.
Хорошим примером такой саморазрушающейся прозы становится сборник рассказов Хармса «Случаи». Обратимся, например, к такому небольшому рассказу:
Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам. А Михайлов перестал причесываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом и сошел с ума. А Перехрестов получил телеграфом четыреста рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы. Хорошие люди не умеют поставить себя на твердую ногу.
В этом рассказе обращает на себя внимание фрагментарность описываемых событий, их незначительность при их трагичности и отсутствие какой-либо морали. Однако социальная реальность тоже проступает через повествование. Финальная фраза намекает на невозможность реализовать себя в жизни и абсолютное непонимание того, как «поставить себя на твердую ногу».
Таким образом, прозаические произведения Хармса раздваиваются. С одной стороны, в них присутствует явная авторская установка на эксперимент с возможностями языка, с другой – эти рассказы имеют и социальный уровень восприятия.
Узнайте больше о развитии литературы и ее направлениях на нашем курсе «История литературы за 24 часа». Курс состоит из двух масштабных блоков: зарубежная литература (12 часов) и русская литература (12 часов). Он поможет досконально разобраться в жанрах, писателях и эпохах.