Найти тему
Журнал «Баку»

Как устроены традиционные азербайджанские музыкальные инструменты. Часть вторая

Johann Srbastian Hanel | PHOTOFACTORY
Johann Srbastian Hanel | PHOTOFACTORY

Одни инструменты появились в Азербайджане сравнительно недавно, на других играли тысячи лет назад; некоторые характерны только для здешних мест, другие (или очень похожие) можно найти в Иране, Китае, Турции – но здесь на них играют по-особенному.

Первая часть здесь.

-2

Гоша-нагара

Два сдвоенных барабанчика, побольше и поменьше, из глины или дерева. Играют на них палочками, поставив на пол или на специальный столик. Без гоша-нагары не обходится ни один азербайджанский ансамбль. Сам тип парных барабанов исключительно древний, и музыковеды затрудняются определить, в каком регионе он появился впервые: на таких издревле играют в Индии (см. знаменитый индустанский табла), и в тюркской традиции они известны с незапамятных времен. В частности, барабанчики, похожие на гоша-нагара, были одним из символических атрибутов власти императоров могольской династии.

-3

Гавал

Традиционный звонкий азербайджанский бубен, украшенный кольцами-погремушками. Более всего известен как часть мугамного трио, вместе с таром и кяманчой. Певец-ханенде не только отбивает на гавале ритм, но и использует в качестве резонатора: в кульминационных моментах мугама он держит его слева на уровне рта, ближе к уху, направляя звук к зрителям. Делают гавалы из тутового или орехового дерева, а мембрану – из кожи белуги или осетра: рыбу выдерживают несколько дней, потом отбивают тонким прутом и, отделив кожу от мяса, особым образом обрабатывают.

-4

Ней

Один из древнейших духовых инструментов: на нем играют на Востоке последние 4500–5000 лет. Ней звучал и в армии Александра Македонского, и в Древнем Египте (образцы найдены в гробницах фараонов), и при дворе исфаханских шахов. Конструкция максимально проста: это просто полая дудка с отверстиями; прообраз нея – стебель тростника или камыша, в который когда-то подул ветер, заставив его звучать. Собственно, из тростника ней делают до сих пор, хотя более популярны деревянные разновидности. Играть на нее крайне сложно, но звук у него красивейший: низкий, густой и меланхоличный.

Теймур Гусейнов, мастер по изготовлению духовых инструментов лаборатории при Азербайджанской национальной консерватории: «Впервые я увидел ней по телевизору в 1984 году и почему-то страшно загорелся сделать такой же. Я тогда в Нахчыване жил, ней никогда в руках не держал и ни у кого не видел. Но как-то догадался и сделал. Отдал в местный оркестр, им понравилось; потом сделал им тутек – так и пошло.

Играть на нее сложно. Надо очень хитро держать и струю воздуха направлять под углом. Есть две манеры игры – турецкая и иранская; в одном случае надо инструмент прижимать к зубам, в другом – нет. Традиционный ней делается из тростника, а мы в лаборатории сделали из особого дерева, его нам из Китая специально привозят. Наш ней можно настраивать – для оркестровой игры это важно. Звук у него невероятный: когда играешь, он на такие нервные точки нажимает… Как будто в небо улетаешь».

-5

Балабан

Самый универсальный из духовых азербайджанских инструментов: сыграть на нем можно практически все. Устройством балабан близок европейским духовым вроде кларнета и саксофона – у всех этих инструментов есть трость, позволяющая им звучать. Тембр у балабана удивительно приятный, но играть на нем не слишком просто: нужно поддерживать постоянное давление воздуха, надувая щеки, и одновременно наполнять воздухом легкие. Эту технику «кругового дыхания» ученики осваивают месяцами. Балабан делают чаще всего из абрикосового дерева, а трость – из тростника. Инструмент состоит из шести частей, которые мастер собирает в единое целое; подготовка занимает не меньше года.

Мамедали Мамедов:«Мы делаем балабаны из ореха, белого и черного. Деревянный брусок сначала должен просохнуть не меньше года. Потом обтачиваем его на токарном станке, делаем дырки – все вручную. За тростью в традиционном балабане довольно сложно ухаживать, она не очень надежна, поэтому мы в лаборатории делаем балабаны, на которые можно надевать типовой кларнетный мундштук – они легкодоступны, разных фирм, в любом музыкальном магазине их можно купить».

-6

Тутек

Тутек появился на территории Азербайджана не менее 2000 лет назад – таков возраст серебряного кольца, найденного в местечке Каратеп Уджарского района, на котором выгравирована фигура человека, играющего на тутеке. Это небольшая деревянная флейта из абрикоса, ореха или тутовника. Играли на ней в основном чабаны, многие известные мелодии для тутека сопровождали выгон овец на пастбище, другие – перегон на водопой. Тутеком озвучивали и самые разные уличные зрелища, от выступлений канатоходцев до заклинаний змей. Со временем тутек стал считаться солидным инструментом – его даже включают в состав оркестров.

Мамедали Мамедов, руководитель лаборатории при Азербайджанской национальной консерватории: «Тутек изготовить, конечно, легче, чем зурну или балабан. И играть на нем проще: дуешь, закрываешь отверстия – и все. Это по большому счету дудка, как – помните? – в «Детском мире» продавались. Только профессиональная».

-7

Зурна

У зурны такой резкий и крикливый голос, что в помещении на ней стараются не играть, можно и оглохнуть. Более 3000 лет она звучит по всему Среднему Востоку, Кавказу и Китаю – на праздниках, свадьбах и прочих торжествах (персидское «сурнай» происходит от «сур» – банкет и «най» – труба), на битвах, состязаниях, похоронах, скачках, боях петухов – в общем, везде. Зурначи (игроки на зурне) выступали во главе караванов и вельможных процессий и не давали заскучать на публичных праздниках. Согласно турецкой легенде, именно при помощи зурны архангел Гавриил вдохнул жизнь в Адама. В азербайджанской традиции зурна занимает важное место – прежде всего в свадебном ритуале, который без нее просто не может состояться. Неслучайно в 1977 году на корабле «Вояджер» в космос, в числе прочего, отправилась запись азербайджанской народной мелодии, сыгранной на зурне.

Теймур Гусейнов: «Зурну делают только из персикового дерева. Звучит она благодаря маленькой трости из камыша. За инструментом обязательно нужно ухаживать: за час перед игрой размочить в воде, а лучше с утра сыграть несколько мелодий, настроить, надеть на трость колпачок – и до вечера зурна в рабочем состоянии. И менять трости регулярно, конечно. Это требует определенных усилий, но профессионалы все равно играют каждый день, так что для них в этом нет проблемы».

Текст: Алексей Мунипов

Над проектом работали: Екатерина Барер, Кирилл Гатаван, Елена Голованова, Мария Тимирбаева, Петр Титаренко.

Читайте также:

Как устроены традиционные азербайджанские музыкальные инструменты. Часть первая

Журнал "Баку"