В 2003 г. Концепция охраны здоровья здоровых была утверждена Минздравом РФ1 . Ее целью провозглашалось создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализация потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни, направленных на снижениепреждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране [Тарасов, 2012; Разумов, 2013, 2015].
Необходимость Концепции была обусловлена наличием серьезных проблем в управлении страной, которые привели к снижению ценности здоровья человека — одного из главных экономических субъектов государства. Среди главных факторов сложившейся ситуации следует отметить: • низкий уровень доходов населения нашей страны; • критический уровень состояния его здоровья; • демографический кризис; • развал системы здравоохранения в период «перестройки»; • высокий уровень загрязнения окружающей среды и ухудшающееся состояние среды обитания людей; • низкий уровень культуры здоровья в стране и отсутствие ответственности за его сохранение как на личностном уровне, так и на уровне государства. Выступая на III Международном медицинском форуме в ноябре 2019 г., академик А.Н. Разумов так характеризует сложившуюся ситуацию: «Для времени рыночной экономики были характерны новые проблемы, в том числе, низкая личностная престижность здоровья, заниженное самосознание ценности здоровья, наличие прямой связи между уровнем здоровья и конкурентоспособностью, психической дезадаптацией и низким качеством жизни. Здоровье стало показателем национальной безопасности и жизнестойкости нации в качестве дестабилизирующего политического фактора. В этих условиях не могла не появиться социальная потребность к созданию новой философии охраны здоровья» [Разумов, 2019, с. 6—9]. В настоящее время население России не только уменьшается, но и стареет. Сегодня на 1000 человек работающих приходится 441 пенсионер и 330 детей и детей-инвалидов. При этом только 15% новорожденных можно признать полностью здоровыми, и лишь 7% детей к своему совершеннолетию остаются таковыми [Разумов, 2019]. Признание здоровья фактором национальной безопасности с целью сохранения человеческого потенциала требует коренной перестройки существующей системы здравоохранения с учетом российских традиций и мирового опыта восстановления здоровья [Семенов, Руголь, 2010; Каратаева, 2018].