Создание Императорского завода
Императорский завод был основан во времена правления Елизаветы. Однако создавать продукцию, не уступающую по качеству китайскому или европейскому фарфору, было сложно. Ведь секреты производства хранились в строгой тайне. И тогда правительница пригласила, как было положено в то время, эксперта из Европа.
В то же время в Германии проходили обучение Д. Виноградов и М. Ломоносов. Организацией завода занимался немец – Гунгер, а Виноградов стал его помощником.
Факт! В Европе изделия называли порцелином, но в России отдали предпочтение более интересному персидскому слову - "фарфору".
В 1744 году впервые стартовали активные разработки рецепта русского фарфора, в это же время была создана мануфактура, ставшая началом Императорского завода. Однако немец не показал нужного результата, и в скором времени его выслали на родину. Тогда как молодой Виноградов превзошел любые ожидания императрицы…
Четыре года на создание рецепта!
Молодому специалисту удалось за 4 года работы с глиной воссоздать оригинальные образцы фарфора. Однако он все еще не был совершенным. Во времена активной работы Виноградова мануфактуру возглавлял барон Черкасов.
В 1750-ые годы на мануфактуре появляется большой горн для обработки изделий. Он позволил создавать более крупные предметы. К этому времени мастер разработал рецепт материала, в котором было более 40 компонентов.
Судьба Виноградова
Несмотря на успехи Виноградова, за ним постоянно следили. Скорее всего, руководство завода боялось разглашения рецепта. А потому к концу жизни мастера буквально перестали выпускать из здания мануфактуры. Это привело к развитию болезней, и Виноградов скончался в возрасте 38 лет.
Другие художники-скульпторы завода
В последующие годы на заводе трудились как иностранцы, так и выпускники и мастера России:
· Будэ и Босэ – французские фарфористы, приглашенные и обучившие нескольких художников завода, а потом уехавшие во Францию;
· Красовский Ф. И. – мастер, создававший фарфор с неповторимыми рисунками цветов и плодов;
· Тимус А. К. – мастер из Эстляндской губернии.
Конечно, это далеко не полный список имен художников, работавших на заводе в период до 20 столетия.
Расцвет Императорского завода
В период с 1825 по 1855 год завод изготовил огромное количество сервизов для русской знати. Они были выполнены в самых разных стилистических направлениях, в том числе в оригинальном «русском стиле».
В 1844 году на территории завода открыли музей, в котором разместили множество изделий из Зимнего дворца. Когда на престол взошел Александр II, производство сократилось. Однако завод все еще работал.
После 1880 года, когда править стал Александр III, завод усовершенствовали и реорганизовали. В эти годы он получает название Императорского.
Завод в эпоху Николая II и октябрьская революция
К началу 20 столетия на завод привезли новое оборудование. Мануфактура уже могла похвастаться колоссальным опытом и наличием мастеров, владевших уникальными методами изготовления и окрашивания фарфора. Русская продукция выставлялась и продавалась в музеях Европы, была известна в культурной среде.
Факт! К 1905 году на завод привлекаются художники "Мира искусства", которые отодвинули классицизм на второй план и открыли дорогу неоклассике.
В 1918 году завод национализировали. И он стал Ленинградским фарфоровым заводом. С этого момента кардинально меняется стиль изготавливаемого фарфора. По указанию Народного комиссариата, он должен был показывать «агитационный фарфор».
Таким образом, изделия стали отражать настроения пролетариата. И стали доступны не только дворянам, но и всему народу. А руководить
заводом стал С. Чехонин. В течение нескольких десятилетий здесь работали разные художники, в том числе В.Кандинский и К.Малевич.
Параллельно на заводе изготавливали технический и химический фарфор. В результате в 1925 году завод получил имя М. В. Ломоносова. Также лаборатория смогла впервые в истории России создать оптическое волокно.
Довоенные и военные годы
В 1930-ые на территории завода открывается художественная лаборатория. Ею руководит К. Малевич и Н. Суетин. Они разрабатывают новый мотив советского фарфора «социалистический быт». Благодаря работе таких талантливых художников популярность и репутация завода не ослабевают, а лишь преумножаются.
После войны завод вернулся к более сдержанным классическим традициям только к 60-ым годам. Снова стал популярен белый фарфор, лаконичные формы. Помпезность и агитации ушли в прошлое. Главными художниками и скульпторами в это время становятся А. Лепорская, Э. Криммер и В. Семенов.
Постепенно происходит реорганизация, внедряются новые технологии, позволяющие расширить существующий ассортимент. Впервые применяется метод промышленного изготовления костяного тонкостенного фарфора. Он очень легкий, красивый и белый.
Вплоть до 90-ых годов завод активно функционирует, выступает на выставках, продолжает выпускать красивую и востребованную продукцию. В 1980 году завод получил международную премию «Золотой Меркурий».
Современная история завода
Лихие 90-ые ИФЗ с гордостью пережил, сохранив и преумножив накопленные знания и традиции. Современный фарфор изготавливается
в самых разных стилистических направлениях, сохраняя как национальные традиции, так и современные посылы.
Императорский Фарфоровый Завод – старейшая мануфактура России, сумевшая дожить до наших дней. Продукция, выпущенная фабрикой еще до революции, изредка встречается в российских семьях и передается по наследству. А некоторые изделия, изготовленные в царской России, относятся к ценнейшим предметам антиквариата.
Читайте также:
Антикварные статуэтки - фарфоровая нить времени
Находки из серванта: фарфоровые фигурки как образцы искусства времен СССР
История фарфора
История фарфоровой посуды
Сервизы Ленинградского фарфорового завода
Онлайн-оценка антиквариата по фото
Пришлите нам фото для оценки через WhatsApp по т. 920 40-21 и мы свяжемся с вами!